1166

19 июня 2015 в 10:53

«Главная задача – улучшить качество жизни»

Своим видением того, что сегодня необходимо предпринять по развитию арктических и северных районов республики, делится заместитель Председателя Госсобрания (Ил Тумэн) РС(Я) Виктор Губарев.

Отголоски кризиса 90-х годов

Виктор Николаевич, вначале давайте затронем такую актуальную тему, как авиаперевозки населения. Как вы оцениваете нынешнюю ситуацию по авиатранспортному обеспечению населения арктических и северных улусов и какие меры, на ваш взгляд, необходимо предпринять?

– Роль гражданской авиации, особенно в Якутии, которая отличается своими огромными территориями, отдаленностью и труднодоступностью большей ее части, трудно переоценить. Полярная авиация, которая обслуживала население арктических и северных районов, появилась в Якутии еще в 1920-е годы, вместе с созданием Севморпути. В советские годы она хорошо развивалась. Строились аэродромы. Наша республика была одним из первых регионов, которая смогла принять самолеты Ан-24, Ан-26, которые летали во все районные центры республики. Не было ни одного субъекта Федерации с такой возможностью. Выделялись средства федерального бюджета, на которые содержались взлетно-посадочные полосы, осуществлялись пассажирские авиаперевозки во все населенные пункты Якутии.
Надо напомнить, что в те годы право на передвижение было конституционным правом каждого гражданина. Это было записано в Конституции 1993 г. А в действующей Конституции этого права уже нет. И в те годы соблюдался принцип «цена авиабилета должна быть не выше самой низкой заработной платы».

Но начиная с 90-х годов ситуация резко изменилась. Вся система воздушного транспорта пришла в упадок, и нынешние проблемные вопросы по существу являются отголоском кризиса 90-х.

На «кругом столе», который прошел недавно в парламенте, говорилось о том, что в авиационном комплексе республики, обслуживающем местные авиаперевозки, сохраняются системные проблемы – высокая стоимость авиаперевозок, недостаток современных воздушных судов, отсутствие оптимального типажа авиатехники, адаптированной к условиям Севера. Минтранс республики обратил внимание на то, что к 2020 г. массовое выбытие региональных воздушных судов в связи с их износом вызовет критическую ситуацию. А потребность республики в приобретении самолетов современного типа, предназначенных для внутренних местных авиалиний, на ближайшие 15 лет составляет 80 единиц, вертолетов – 14. Поэтому стоит задача обновления парка воздушных судов, к тому же необходимо заняться реконструкцией существующих аэропортов, взлетно-посадочных полос, ремонтом авиаплощадок для вертолетов и т.д.

Но главное – надо увеличить количество субсидируемых авиарейсов. Об этом просит само население. Особенно трудно приходится жителям арктических и северных районов Якутии. Авиабилеты очень дорогие, как по межрайонным, так и по внутрирайонным направлениям. Это же парадокс, когда авиаперелет из Якутска до Москвы обходится дешевле, чем до Черского или Чокурдаха!

Необходима дотация на рейсы в Арктику

– Насколько известно, сегодня создано Федеральное казенное предприятие «Аэропорты Севера», которое финансируется из бюджета РФ. Это дает нам возможность содержать аэропорты в арктических и северных улусах Якутии. Поэтому сегодня необходимо как можно быстрее убедить Правительство РФ и президента страны в том, что необходима дотация на рейсы в Арктику и на Север. И это должны быть полностью дотационные рейсы.

Второе. В течение прошедших 25 лет малая авиация не развивалась, парк самолетов не обновлялся, не хватает самолетов, которые бы отвечали всем современным требованиям. Поэтому сейчас надо решить первоочередные задачи. Как вы знаете, в Ил Тумэне создана рабочая группа, куда вошли народные депутаты, авиаторы, ветераны отрасли. В ближайшие месяц-полтора она должна провести мониторинг ситуации, т.е. изучить всю обстановку, состояние дел с малой авиацией России, обратиться к зарубежному опыту. Якутии необходимо войти в проекты, которые сегодня есть в РФ, в части выпуска или разработки самолетов малой авиации, которые могут работать на ограниченных взлетно-посадочных полосах в условиях экстремальных температур Севера и Арктики.

Кроме этого, среди первоочередных задач: у нас насчитывается около 15 самолетов Ан-2, которые при определенной работе над ними могут летать. Необходимо найти средства, сделать капремонт и все необходимое для того, чтобы продлить летный ресурс этих самолетов. Кроме этого, нужно изыскивать средства, чтобы ежегодно покупать один модернизированный вертолет Ми-8.

Третье. Необходимо рассмотреть вопросы содержания авиаплощадок. Сегодня органы местного самоуправления должны понять: если они на местах не займутся подготовкой авиаплощадок для вертолетов и воздушных судов малой авиации, то авиарейсы не будут произведены.

В целом же Минтрансу Якутии необходимо разработать программу развития гражданской авиации в республике, в том числе и малой авиации, которая бы касалась не только воздушных судов, но и подготовки кадров, развития аэродромного хозяйства, аэропортов, метеослужбы, подготовки авиаплощадок для вертолетов и т.д. На мой взгляд, сегодня необходимо обратить особое внимание на вопрос подготовки местных летных кадров. Нужно поддержать Якутское авиационное техническое училище гражданской авиации – изыскать возможность строительства нового корпуса, укрепить материальную базу и т.д. Также сегодня необходимо вернуться к системе ДОСААФ, созданию аэроклубов, таким образом мы сможем открыть путь в профессию для юного поколения.

Также хочется отметить, что создана Государственная комиссия при Президенте РФ по вопросам развития Арктики, которую возглавил зам. Председателя Правительства РФ Дмитрий Рогозин. Одно из совещаний комиссии решено провести в п.Тикси. И один из вопросов, который стоит на повестке дня совещания, – это «Транспорт для Севера».
Решать конкретные вопросы

Как известно, 26-28 июня в Якутске пройдет расширенное заседание президиума Экспертного Совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации по вопросам комплексного социально-экономического развития арктических территорий России с участием Председателя Совета Федерации ФС РФ Валентины Матвиенко. Как вы можете охарактеризовать нынешнюю ситуацию с арктической зоной Якутии? Какие вопросы требуют решения?

– Прошлый год мы объявили Годом Арктики, и это было совершенно правильным решением, потому что это позволило еще раз обратить внимание на проблемы, которые существуют в арктических районах Якутии, обозначить их, составить план, программу, концепцию социально-экономического развития этих районов. К сожалению, проведение Года Арктики существенно не повысило уровень жизни жителей арктических и северных улусов.

К примеру, как я уже говорил, из-за дороговизны авиабилетов у многих нет возможности полететь на лечение, к местам отдыха, навестить родных, проживающих в других улусах. Во многих районах в Арктике в плачевном состоянии находятся помещения участковых больниц и школ. Примеров можно привести много. К примеру, сегодня порядка 40 школ находятся в аварийном состоянии.

Недавно я побывал в командировке в п. Усть-Куйга Усть-Янского улуса. Там здание участковой больницы находится в крайне аварийном состоянии. В больнице просто опасно находиться. Но, тем не менее, там лечат больных, работают два фельдшера. Больнице необходим не просто ремонт, а вообще новое здание. Побывал я и в средней школе, которая была построена более 40 лет назад. Поссовет не раз обращался по поводу строительства нового здания школы в Министерство образования республики. Вопрос строительства сначала был включен в действующую инвестпрограмму, но потом перенесен на более поздние сроки.

И такое состояние дел не только в Усть-Куйге, но и во многих арктических и северных улусах. Не хватает больниц, школ, клубов, культурных объектов, элементарно нет дорог, не развивается местная промышленность, половина людей – безработные. Если раньше здесь проживали около 200 тысяч человек, то сегодня осталось вполовину меньше населения. Есть большие проблемы и по северному завозу. В эти районы завозится продовольствие 14 наименований, хотя в потребительской корзине, утвержденной Правительством РФ, 24 наименования. Лишь два года назад в этот обязательный перечень продуктов вошло детское питание.

Стоит сказать и о сокращении поголовья оленей. Если в 1990 г. в арктических и северных улусах насчитывалось порядка 400 тыс. оленей, то сегодня 165 тыс. оленей. Например, ранее в крупных оленеводческих хозяйствах Аллаиховского района содержалось в общей сложности более 20 тыс. оленей. Сегодня там осталось всего 160 голов. А это же традиционный образ жизни коренных малочисленных народов Севера! Сегодня оленеводство там практически прекращает свое существование, чего нельзя допустить!
Поэтому в прошлом году был создан Госкомитет РС(Я) по делам Арктики, который занимается выработкой и реализацией государственной политики в сфере развития арктических и северных территорий Якутии.

Мы видим сегодня, что внимание многих зарубежных стран к Арктике возрастает, обостряется борьба за обладание арктическими территориями. Те же американцы предлагают вообще ограничить право собственности России на эти территории. Поэтому необходимы предложения глобального характера.

Во-первых, нужен федеральный закон о Севморпути, который бы предусматривал развитие прибрежных территорий Якутии, наших рек, по которым доставляются грузы – Яны, Колымы, Лены, Индигирки, Анабара и которые впадают в Северный Ледовитый океан. Для республики это очень важно. Также надо поддерживать и улучшать судоходность рек, обновлять речной, развивать ледокольный флот, нужны речные суда класса «река – море», которые могли бы работать на море и на реке.

Во-вторых, сегодня к арктической зоне России отнесены только пять районов Якутии. Но мы считаем, что должны быть включены все наши 13 арктических и северных улусов. Это дало бы им возможность получать финансовую поддержку федерального центра на дальнейшее развитие.

В-третьих, на федеральном уровне необходим закон о северном завозе. Проект закона подготовлен, осенью он будет внесен в Госдуму.

Арктика, я считаю, будет развиваться, но только при условии решения конкретных вопросов. Нужно делать все, чтобы своевременно их решать.

Поделиться