1243

04 сентября 2015 в 14:34

Проблем стало меньше. Но они все же есть!

Мы вновь возвращаемся к теме, которую не оставляем вниманием вот уже больше года, - детское питание! А точнее, как им обеспечивают тех, кому оно положено бесплатно.

Год назад Счетная палата Якутии провела проверку, инициированную парламентом республики. Результат оказался неутешительным: был вскрыт целый ряд нарушений. Изменилась ли ситуация сегодня? Об этом мы попросили рассказать заместителя председателя Счетной палаты РС(Я) Ирину БАСОВУ.

– Должна заметить, что и парламент Якутии, и Счетная палата РС(Я) держат ситуацию на постоянном контроле. Еще в первом квартале 2014 года по поручению депутатов Госсобрания (Ил Тумэн) РС(Я) мы проверили, насколько эффективно расходуются средства государственного бюджета республики, направляемые целевым порядком на организацию бесплатного питания детей до трех лет из малообеспеченных семей.
Напомню, что проверку тогда вызвали жалобы населения, в том числе и в СМИ, по поводу того, что бесплатного детского питания не было и сократились нормы выдачи. Под проверку попали Минздрав республики, Усть-Алданская, Нерюнгринская и Среднеколымская центральные районные больницы.
В результате оказалось следующее. Действовавшее на тот момент в Якутии законодательство не полностью обеспечивало реализацию положений федерального Закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» – в число получателей питания не попали беременные женщины и кормящие матери. Кроме того, в республике не было нормативных правовых актов, определявших механизм и размер обеспечения бесплатным питанием детей до трех лет, а также отсутствовал административный регламент, разъясняющий правила получения бесплатного питания. 13_20150904104523_79354
Вскрылись и другие нарушения. Например, при проведении конкурсных процедур не учитывалось, что производство питания для детей раннего возраста (с рождения до 3 лет) строго регламентировано. Ведь федеральное законодательство и санитарные правила имеют четкие требования не только к сырью, из которого вырабатывается детское питание, и его составу, но даже к упаковке, маркировке и пр. Но учреждения здравоохранения в аукционной (конкурсной, котировочной) документации не указывали требования, которые должны предъявляться к детскому питанию, и в итоге нередко закупалась продукция, не отвечающая этим стандартам. Кроме того, из-за того, что конкурсы проводились не вовремя, возникал дефицит детского питания и т.д.
Материалы проверки мы передали в Госсобрание РС(Я) в апреле 2014 года. Депутаты дважды рассматривали эти вопросы – в марте и ноябре 2014 года, на заседаниях постоянного комитета по здравоохранению, социальной защите, труду и занятости.
– Ирина Диевна, насколько изменилась ситуация сегодня?
– Позитивные сдвиги есть. Еще в июне 2014 года парламент республики внес изменение в Закон РС(Я) «Об охране здоровья населения в Республике Саха (Якутия)». Теперь в статье 23 четко говорится о том, что обеспечение полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также детей до трех лет осуществляется по заключению врачей. В качестве мер социальной поддержки дети до трех лет из семей, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в Якутии, должны обеспечиваться полноценным питанием через специальные пункты и торговые организации за счет государственного бюджета.
Кроме того, правительство республики постановлением от 16 апреля 2015 года утвердило порядок обеспечения питанием беременных женщин, кормящих матерей и детей до трех лет.
– Принят ли административный регламент, который разъясняет населению процедуру получения бесплатного питания? Ведь раньше его не было, что тоже провоцировало недовольство людей…
– Да, Минздрав РС(Я) разработал и утвердил административный регламент по предоставлению такой государственной услуги – обеспечение бесплатным питанием беременных женщин, кормящих матерей и детей до трех лет.
Кроме того, решением Минздрава республики с 2014 года основная доля торгов по детскому питанию теперь проводится в централизованном порядке. А учреждения здравоохранения в дальних арктических улусах получают детское питание в натуральном виде.
По представлениям Счетной палаты РС(Я), направленным объектам проверки для устранения выявленных нарушений, приняты соответствующие меры, установлен контроль должностных лиц по предоставлению бесплатного детского питания, проведена ревизия остатков таких продуктов. Свою проверку инициировал и Минздрав Якутии, изучив, в каких условиях хранится и как организована выдача детского питания в Амгинской и Олекминской центральных районных больницах.
Тем не менее говорить о том, что все проблемы решены, пока рано. Да, в 2014 году Минздрав провел работу, чтобы улучшить сам процесс обеспечения детским питанием. Приказом министерства создана рабочая группа по составлению технического задания для проведения торгов, издан приказ по усилению контроля и т.д. Однако упущения в работе по заключению контрактов на поставку все-таки имеют место быть.
– Какие?
– Когда уже в 2015 году мы проводили анализ закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд РС(Я) в министерствах и ведомствах социальной сферы РС(Я), то обратили внимание на то, как заключаются контракты на поставку продуктов питания для детей до трех лет.
В 2014 году было заключено 122 государственных контракта путем организации закупок в виде запроса котировок и открытого аукциона в электронной форме на общую сумму 448 032 тыс. рублей. Заключение госконтрактов на поставку продуктов детского питания на 2014 год началось со второго полугодия (августа). А вот основной объем государственных закупок, а это 88%, осуществлен только в декабре 2014 года.
При этом один аукцион был проведен одним лотом сразу по 19 позициям детского питания, причем для доставки в 41 учреждение здравоохранения всех улусов республики. Сумма поставки по заключенному контракту варьируется от 613 тыс. рублей до 91 тыс. рублей. В итоге укрупнение объема закупки крайне негативно отразилось на результатах. Большая сумма и широкий диапазон адресов доставки ограничили круг лиц, которые могли бы принять участие в размещении заказа. Понятно, что это вызвало недовольство.
В итоге по этому поводу в УФАС по РС(Я) было подано 7 жалоб, одна из которых признана обоснованной, две – частично обоснованными. Включение в один лот территориально разрозненных мест поставки детского питания, без учета сложившейся транспортно-логистической схемы и укрупнение суммы фактически привело к ограничению конкуренции. И как результат – затягивание сроков: с момента размещения извещения о закупке в мае 2014 года до заключения контракта в декабре 2014 года прошло более 6 месяцев. А срок поставки детского питания перенесен на 2015 год, что, соответственно, может нарушить права граждан. Правительство республики об этой ситуации проинформировано.
– Будет ли Счетная палата республики и дальше мониторить ситуацию с бесплатным детским питанием?
– Безусловно! Этот вопрос всегда актуален. Тем более что республика ежегодно выделяет на эти цели весьма немалые суммы. Только в 2015 году в бюджете Якутии на бесплатное питание для детей до трех лет предусмотрено 420 млн рублей.
Обеспечение полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до трех лет отнесено к основным задачам государственной политики и направлено на снижение распространенности заболеваний, связанных с питанием. Поэтому, конечно, Счетная палата РС(Я) и дальше будет вести мониторинг расходования государственных средств на это.

для информации
Определены категории населения, которым положена такая льгота по медицинским показаниям: это беременные женщины от 12 недель беременности до момента родов; кормящие матери до исполнения малышу 12 месяцев включительно (если питание предоставляется ребенку, то мать им не обеспечивается), дети до 18 месяцев (включительно), а также малыши до 3 лет из семей со среднедушевым доходом, размер которого ниже прожиточного минимума РС(Я). Эти льготы предоставляются по заключению врача.
Определены и медицинские показания для получения бесплатного питания. Также в постановлении установлены наборы полноценных продуктов для беременных женщин, кормящих матерей, а также детей до трех лет с расчетом потребности нормы в сутки (месяц) на одну женщину и ребенка с учетом индивидуального состояния здоровья.

Поделиться