1159

22 января 2016 в 16:48

Россия ищет пути выхода из кризиса

У нас в стране фамилия Гайдар – легендарная. Аркадий Гайдар - кумир целых поколений. Тимур Гайдар – герой Великой Отечественной войны. А Егор Гайдар? Фигура, пока, спорная.

Но если отбросить эмоции – то он первым пытался Россию подтянуть до уровня новых мировых экономических реалий. Гайдар здесь был новатор, хотя методы перехода к рынку ( «шоковая терапия») вызвали резкую критику общества. Мы до сих пор не поняли, какая модель экономики подходит России. От плановой экономики отказались. Но рыночной модели, пригодной для России, еще не создали. Переходный период слишком растянулся.

В эти дни в Москве прошел VII Гайдаровский форум на тему «Россия и мир: взгляд в будущее». Форум был интересен еще тем, что в ходе его работы серьезно затрагивались кризисные моменты в стране и велись поиски путей выхода из этой тяжелой ситуации. Была предпринята, как говорят, «мозговая атака». Правда, альтернативных точек зрения не было, собрались сторонники либеральной доктрины. Хотя по некоторым оценкам, шло «соревнование в остроумии». Но, все же, нам всем, видимо, нужно более обстоятельно изучить эти материалы.

Оценка переживаемого периода

Подробного академического анализа переживаемого периода не было. И это понятно. Процесс еще в самом начале своего развития, и рано ставить точку. Министр финансов Антон Силуанов осторожно высказал точку зрения о том, что при определенных условиях может повториться дефолт 1998 г.

13_20160122072017_55747
Министр, видимо, имел право предупредить общественность о возможности подобного финансового кризиса. При этом контекст был известен – если не принять меры, которые его ведомство предлагало. Это сокращение расходов бюджета на 10 процентов. В общей сложности сократить бюджет пришлось бы на два триллиона рублей. Но даже это не главное. Сокращению подверглись бы образование, здравоохранение, жизнеобеспечивающие и инфраструктурные отрасли, сельское хозяйство, т.е. те направления экономики, которые обеспечивают устойчивое развитие. Значит, мы окончательно скатились бы на позиции «выживания». Кроме того, сокращение расходов всегда принимается очень болезненно. Как мы будем реагировать, если нашу заплату «урежут» на 10 процентов?

Но стоит ли бюджет, принятый месяц назад, корректировать уже в январе? Против этого категорически возражала Татьяна Голикова, председатель Счетной палаты. Она не согласилась с мотивацией министра финансов – сегодня иная ситуация, чем в 1998 г. Есть хорошая поговорка – деньги любят счет. Оказывается, есть деньги, которые ни на какие расходы не расписаны. Остатки 2015 г. составляют 65 млрд.рублей. Плюс 235 млрд. рублей, неиспользованных денег за 2015 г. Еще один резерв – объем нарушений на 440 млрд.руб.( инвестиции, управление имуществом, госзакупки и т.д.). Имея такой запас прочности и не подсчитав как следует исполнение бюджета за 2015 г.( дается 45 дней) начинать механически секвестировать бюджет не рационально.

Хотя большие опасения все же есть. Бюджет страны на 2016 г. по доходам составит 13, 7 трлн. рублей ( в 2015 г. – 13,6 трлн. рубл.), а объем расходов – 16,1 трлн. рубл. Дефицит бюджета – 2,4 трлн. рублей. За счет чего будут покрыть этот дефицит. Есть два пути. Первый путь – за счет золотовалютных резервов. Они на 15 января 2016 г. составили 3,64 трлн. рублей или 49, 95 млрд.долларов ( 4,6 % ВПП). Годом раньше они составляли 4,945 трлн. рубл. Значить за 2015 г. израсходовали 1 трлн.881 млрд. рублей. Если из резервного фонда мы покроем в 2016 г. дефицит бюджета на 2,4 трлн. рублей, то остается всего около 1 трлн.рубл. Вот так может возникнуть «призрак» дефолта.
Чтобы этого не случилось, министр финансов предлагает сократить бюджет на 10 процентов. Получается экономия средств на 1 трлн. 610 млрд. рублей. Поэтому секвестирование бюджета все же будет, но какие статьи могут сократить – вопрос.

13_20160122072015_31758

Д.Медведев предположил, что от каких-то проектов придется отказаться, где-то существенно сократить. Прежде всего, сокращаются расходы на содержание госаппарата и госструктур. То же самое будет с муниципалитетами.

Лозунг «Жить по средствам» коснется и нашей республики. После корректировки федерального бюджета наступит и наша очередь. На 2016 г. бюджет республики утвержден по доходам на 162 млрд.300 млн. рубл., по расходам – 171 млрд.175 млн. рублей. Дефицит – 8 млрд.874 млн. рублей. При этом расчеты сделаны из расчета 63,3 рубля за доллар. Кроме того, сократятся поступления из нефтяных отраслей производства (Сургутнефтегаз, например). При этом госдолг республики составляет 44 млрд.862 млн.739 тыс. рублей и считается экономически безопасным уровнем. Но ситуация здесь меняется в худшую сторону. Поэтому бюджет будет корректироваться в меньшую сторону. Придется, наверное, пересмотреть инвестпрограммы, по крайней мере.

Какая модель экономики нам нужна?

Второй пункт дискуссии касается самой модели экономики. Основой для таких разговоров послужили прогнозы МВФ и Всемирного Банка. 15 января были опубликованы прогнозы МВФ. Сокращение ВВП России на 2016 г. определено на 1 процент (осенью 2015 г. предполагалось сокращение на 0,6 %). По итогам 2015 г. спад ВВП составил 3,7 % ( прогнозировался спад на 3,8%). В 2017 г. МВФ предполагает рост ВВП на 1 процент. Не лучше прогноз Всемирного Банка – сокращение ВВП на 2016 г. на 0,7 % ( рост в 2017 г. – на 1,3 %).

Значит, 2016 г. будет более трудным. Даже при цене нефти в 40 долларов курс национальной валюты снизится в среднем до 68 рубля за американский доллар, инфляция дойдет до 8,5 % ( 2015 г. – 12,9 %), сокращение доходов населения – 4%. В 2015 г. за чертой бедности находились 30% населения и это количество в нынешнем году, видимо, увеличится.
Правительству России предстоит принять срочные меры по поддержке этих, наиболее пострадавших, слоев населения. С 1 февраля 2016 г.не работающим пенсионерам пенсии будут проиндексированы на 4%, а размеры ежемесячной выплаты (ЕДВ) увеличены на 6,4 %. Этого, конечно, мало, но и на этом спасибо. Есть другие категории малоимущих слоев, которым нужна помощь.

Все эти меры помощи носят пожарный характер. Дело в том, чтобы у нас заработала та модель экономики, которая бы вывела страну и население из той тяжелой ситуации, в котором мы оказались. На Гайдаровском Форуме было высказано немало предложений, они касались, в основном либеральной доктрины и рыночной экономики.

13_20160122072013_63124

Неоднозначную реакцию вызвало выступление Германа Грефа, возглавляющего Сбербанк России. По его словам, «нефтяная эпоха» проходит, осталось где-то 10 лет. Китай уже ориентируется на возобновляемые источники энергии. «Каменный век закончился не потому, что камни закончились» – резюмировал он, намекая на революционный прогресс к металлу. Но он явно не историк – вслед за каменным веком последовал неолит, потом бронзовый век, только потом наступил век железа. Значит, по аналогии, мы не сможем перескочить через пропасть – надо построить мост. И сколько времени это займет –мы не знаем. Уж не 500 дней, как предлагал Г.Явлинский. Или не на следующий день – как это попытался сделать Егор Гайдар. Г.Греф, таким образом, «блеснул как рыночник», но конкретного ничего, как у либералов бывает, не предложил. Как говорится – ни холодно, но и не тепло.

Второй его посыл был, на мой взгляд, на грани оскорбления страны, в которой он сам живет. Да, мы отстали от Запада в области передовых технологий. Но зазвать Россию страной – дауншифтер, во-первых, не верно, во-вторых, уничижительно. Нельзя плевать в колодец, из которого воду пьешь. Руководитель фракции «Справедливая Россия» в парламенте страны предложил ему добровольно уйти в отставку. По технологии ряда отраслей мы впереди всей планеты – военно-промышленный комплекс, атомная промышленность и космос. Вакцину против вируса Эболы изобрели тоже мы. Не дауншифтер.

13_20160122072020_97804

В-третьих, в отставании от Запада по технологиям виновны изначально либералы, которые в течении 7 лет руководили страной. Это «руководство» довело страну до ручки. И такой своей ответственности они не признают, поучают других. Таким же, по существу, было выступление А.Чубайса. Он говорил обо всем, но об успехах нанотехнологий почему-то распространяться не стал. То, что его корпорация «выколачивает» большие деньги – известно. А сколько принес прибыли Отечеству – не слышно.

Николай Слепцов, политолог, член общества «Знание»

Поделиться