1319

12 февраля 2016 в 13:59

Трудовой подвиг Аллах-Юньских грузоперевозчиков

В военное время особое значение приобрела добыча золота, так как благородный металл использовался для приобретения техники и вооружения для Красной Армии, поэтому золотые прииски Якутии рассматривались как особые зоны оборонной индустрии.

Для обеспечения работников золотых приисков едой и продовольствием были мобилизованы колхозники центральных улусов Якутии. На колхозы был спущен план по участию населения в перевозке грузов для работников приисков. Как только река оказывалась в состоянии выдержать вес лошадей с поклажей, грузоперевозчики приступали к опасному, полному лишений труду.

Председатель постоянного комитета парламента Якутии по государственному строительству и законодательству Алексей Еремеев уверен, что трудовой подвиг Аллах-Юньских грузоперевозчиков в годы Великой Отечественной войны не должен бесследно исчезнуть из памяти народной, об их героизме в глубоком тылу должны помнить потомки. Поэтому в рамках федерального партийного проекта «Историческая память» реализуется республиканский исторический проект «Трудовой подвиг Аллах-Юньских грузоперевозчиков в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.».

Алексей Еремеев провёл 8 февраля 2016 года рабочее совещание по обсуждению хода работы над проектом. В мероприятии приняли участие заместитель директора Национального архива республики Наталья Малышева, председатель районного Совета депутатов Мегино-Кангаласского улуса Андрей Находкин, кураторы проекта Анжелика Андреева, Егор Антонов, Аким Татаринов, Афанасий Павлов, Саргылана Никитина и другие. В мероприятии также приняли участие ветераны-участники Аллах-юньских грузоперевозок.

О том, что эта память нужна ныне живущим, очень трепетно рассказал 84-летний старец Павел Павлович Харитонов из села Хадар Чурапчинского улуса. Ветеран рассказал о том, что из 16 родных братьев и сестер на сегодняшний день остался он один. Очень волнительно было слушать рассказ о трагической смерти его отца, который работал грузчиком на Аллах-Юне, наступил на острый камень и умер от заражения крови. «О подвиге простых якутских жителей была написана книга. Сейчас с нетерпением жду новую книгу, восславляющую людей труда военного лихолетья. Я очень рад, что могу дожить до её издания», – сказал Павел Павлович.

Ещё один участник-ветеран из Чурапчинского улуса Сергей Григорьевич Старостин рассказал, что в те годы на каждый колхоз устанавливали своего рода «налог» – определённое количество жителей должны были участвовать в перевозке грузов и продовольствия. Кроме того, сдавали масло, мясо и везли на золотые прииски. «Всего были задействованы жители девяти улусов: Олёкминского, Хангаласского, Амгинского, Мегино-Кангаласского, Усть-Алданского, Томпонского, Таттинского, Чурапчинского и Намского улусов», – рассказал он. Из одного конца на другой путь по бездорожью протяжённостью 240 км преодолевали на лошадях. По пути было образовано 10 станций для ночлега: Кураанах, Атырджах, Хара Тиит, Терют Суордаах, Сиикэй Уу, Кырынастыыр, Муус Кюель, Стрелка, Кирестях, Аллах-Юнь.

Организаторы данного проекта поставили цель – составить правдивое и объективное освещение исторических фактов, событий и личностей, связанных с историей Аллах-Юньских грузоперевозок в годы Великой Отечественной войны. Как рассказали заведующий сектором истории Якутии института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН Егор Антонов и энтузиаст Аким Татаринов, в данное время идёт сбор информации из Национального архива республики, улусов, собираются воспоминания из семейных архивов о своих родственниках – мобилизованных для перевозки грузов на Алданские и Аллах-Юньские золотые прииски.

Организаторы проекта намерены выпустить три книги: сборник архивных документов о трудовом подвиге Аллах-Юньских грузоперевозчиков, сборник воспоминаний и сборник материалов республиканской научно-практической конференции «Трудовой фронт – Ааллах Уут». Алексей Еремеев дал конкретные поручения по исполнению плана вышеуказанных проектов.

Поделиться