1614

20 июля 2016 в 15:46

Турция: а был ли путч?

Доцент кафедры восточных языков и страноведения ИЗФиР СВФУ Федот Желобцов является одним из немногих специалистов в Якутии по истории совеменной Турции и востоковедению в целом. В интервью газете “Ил Тумэн” он высказал свое мнение о причинах неудавшегося переворота в Турции.

В чем, на ваш взгляд, причина произошедшего?

Пока рано делать окончательные выводы по нынешней ситуации в Турции. По сведениям СМИ, военные инциденты в Турции продолжаются во многих городах страны, и даже в самом Стамбуле.

Во-первых, я не склонен вмешивать «руку» США в этом деле и даже самого Фетхуллаха Гюлена, которого считают основным зачинщиком путча.  Извечный оппонент и противник Реджепа Тайипа Эрдогана в борьбе за президентское кресло, проигравший в этой схватке, давно живет в США. Это глубоко пожилой человек, очень далекий от военных в стране, никогда не пользовавшийся авторитетом среди них.

К тому же он — исламский ортодокс, а турецкая армия всегда отстаивала принципы лаицизма – светского государства, заложенные отцом Турецкой республики Мустафа Кемалем Ататюрком. А Фетхуллах Гюлен как раз является открытым сторонником радикального исламизма.

Каковы причины провала путча?

Вмешательство военных в гражданскую жизнь страны характерно для современной Турции. В республиканской истории Турции было четыре военных переворота — в 1960, 1971, 1980 и 1997 годах. Необходимо отметить, что турецкие военные всегда передавали власть гражданскому правительству, и при этом неукоснительно соблюдали принципы демократии, турецкой Конституции, заложенной Ататюрком.

Мне представляется, что это превентивная акция президента Эрдогана, заранее им подготовленная и спровоцированная. Дело в том, что в последние годы Турция Эрдогана совершенно не скрывает своего стремления установить тоталитарный режим исламского характера и поднять во всем большом регионе Ближнего и Среднего Востока бывший авторитет канувшей в лету Османской империи. И на этом пути его главным препятствием является именно турецкая армия, которая всегда отстаивала принципы лаицизма.

В пользу того, что путч явился превентивной акцией Эрдогана говорят многие свидетельства: штурм президентского дворца в Мармарисе начался после того, как Эрдоган и его ближайшее окружение покинули его, в его руках оставалось центральное телевидение и во всю работал Интернет в стране, и самое главное, военные путчи так не делаются в принципе — не были арестованы первые лица государства. Все это говорит о том, что он был заранее осведомлен о военном путче. Военные перевороты так не делаются. Это — борьба за власть, и каждый, кто проиграет, знает, какая участь его ждет, особенно в Турции.

На мой взгляд, он спровоцировал преждевременное выступление военных: в августе должно было состояться специальное заседание, посвященное реформированию турецкой армии. И сейчас у Эрдогана появилась великолепная возможность расправиться со своими противниками на пути к установлению тоталитарного режима в стране. В скором времени турецкий Меджлис приступает к обсуждению закона о введении смертной казни.

Как отразится попытка переворота во внутренней и внешней политике Турции?

Убрав остатки нелояльных, он останется пожизненным президентом, и уже нет никого, кто мог бы помешать ему в создании тоталитарного государства. Сейчас Эрдоган как никогда близок к тому, чтобы установить в стране авторитарный режим: он убрал, как известно, премьер-министра Ахмеда Давутоглу, увидев в нем возможную опасность для себя.

Что касается внешней политики, сейчас говорить сложно. На Ближнем и Среднем Востоке завязался узел противоречий и мощный очаг международной напряженности с непредсказуемыми последствиями. Ведущие государства мира ведут в этом регионе серьезную геополитическую борьбу за обладание его энергетическими ресурсами. В близкой перспективе далеко не закончена война в Сирийской Арабской республике.

В лице нынешнего президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана мировое сообщество столкнулось с очень опытным, проницательным политиком, который впервые в республиканской истории Турции сумел объединить традиционные исламистские взгляды основного населения страны, а также прагматические  либеральные западные ценности.

Как видите дальнейшее развитие российско-турецких отношений?

На мой взгляд, с турками всегда надо держать ухо востро. Этому нас учит вся история российско-турецких отношениий. Считаю, что нужно опереться на более долгосрочные и проверенные временем факты, строить отношения с южным соседом, учитывая зигзагообразный характер отношений между двумя странами, и непредсказуемое поведение турецкого руководства. Не нужно ограничиваться только сферой туризма, поставок продукции сельского хозяйства. Необходимо как можно быстрее решить сирийский кризис, и для этого участникам установления примирения нужно добиться какого-либо мирного компромисса.

IMG_6939 копия

Желобцов Федот Федотович

Окончил восточный факультет Ленинградского госуниверситета. Специалист по современной истории Турции. Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации. Работал на кафедре всеобщей истории исторического факультета ЯГУ. В данное время является доцентом восточного отделения Института зарубежной филологии и регионоведения СВФУ. Имеет свыше 64 публикаций, в том числе 2 монографии и ряд учебных пособий по востоковедной тематике.

 

Поделиться