1187

03 февраля 2017 в 13:37

Стало трудно находить площадки для строительства

  Эдуард Романов, инженер-строитель, общественник, один из инициаторов законопроекта об охране вечной мерзлоты:

«Я в строительстве с 1989 года. Строю все, начиная с коровников, заканчивая социальными объектами. В последние годы занимаюсь измерением температуры свайных скважин и, скажу, что серьезно обеспокоен состоянием вечной мерзлоты. Стало трудно находить соответствующие площадки для строительства объектов. Если раньше температура в скважине стабильно показывала -5, -6 градусов, то в последнее время кое-как показывает -0,5, -1,5 градуса на глубине 10 метров. Проектанты, надзорные органы долгое время после установки свай не дают строителям загрузить сваю, ждут, когда температура в скважине достигнет нормы. Приходится прибегнуть к разным способам, чтобы его достичь. Это говорит о том, что вечная мерзлота достигла своего критического состояния. Представляете, один дом в среднем весит от двух до 20 тысяч тонн, а под ней 250 м вечной мерзлоты, которая в любой момент может превратиться в водяную жижу.

Процесс глобального потепления идет по всей планете, это отмечают ученые мира, и по их прогнозам, он продолжится минимум 50 лет. Относительно теплые зимы, заморозки посреди лета, полные в воде сенокосные угодья – все это следствие потепления климата. Возьмите наши леса – что с ними происходит после вырубки? Иной раз хочется заплакать, видя на месте некогда цветущего леса болото. Предвидя все это, еще в первые годы советской власти, тогдашнее руководство, вняв чаяниям местных жителей, организовало на территории республики метеостанции со специалистами. Сейчас я обеспокоен тем, что по закону о дальневосточном гектаре под раздачу уйдут более 90 млн га лесного фонда, начнется массовая вырубка лесного массива. Нужно понять, что вечная мерзлота является стабилизирующим фактором на всей планете, поддерживает ее баланс. От глобального потепления мерзлоту в состоянии охранить только лес. В Якутии ядро вечной мерзлоты находится между Вилюйским и Кобяйским улусами и простирается почти на 1,5 км земли. Мощным буфером ей служит бердигестяхская лиственница, которую давно уже во всем мире признали деревом №1. Это уникальное почти единственное дерево, произрастающее на вечной мерзлоте и способное ее удержать.

Процесс глобального потепления, вопросы сохранения вечной мерзлоты, законопроект, продвигаемый нами, приобретают политический характер. В этом нет ничего плохого. Наоборот, не только мы, якутяне, должны об этом говорить, но и всем миром пришло время поднимать эту тему. Считаю, что интерес России должен быть первостепенным, так как она занимает 65% территории вечной мерзлоты во всем мире. Все полезные ископаемые добываются из зон вечной мерзлоты. Я бы хотел, чтобы именно Россия заняла в этом вопросе лидирующее положение в мировой политике».

Татьяна ВАСИЛЬЕВА

 

Поделиться