1277

23 августа 2019 в 12:29

Не отрываться от реалий

«Вовремя и даже с опозданием». Так оценил необходимость совершенствования сети учреждений социальной сферы председатель постоянного комитета Ил Тумэн по бюджету, финансам, налоговой и ценовой политике, вопросам собственности и приватизации Юрий Николаев. Однако особенности республики при этом, по его мнению, должны быть учтены.

— Знаю, что многие из наших избирателей с беспокойством относятся к процессу упорядочивания социальной сферы и парламент республики понимает их тревоги. Должен сказать, что об известном постановлении правительства РС (Я) №202 народные депутаты узнали с некоторым опозданием. Тем не менее, Ил Тумэн сразу же поднял этот вопрос, он не раз обсуждался в парламенте, так что в конечном итоге это тоже сыграло свою роль в дальнейшей отмене его главой Якутии.
Однако с термином «совершенствование» я бы, пожалуй, согласился. Потому что необходимость ревизии имеющегося хозяйства и его некоего упорядочивания назрела давно.
В качестве примера могу привести ситуацию со средним профессиональным образованием. Которое, на мой взгляд, в той системе, в которой оно оказалось сегодня, выглядит неважно.
Когда-то им занималось целое министерство. Сейчас его функции переданы Министерству образования и науки республики, а орган, курирующий ссузы, существует при нем в виде управления. А я считаю, что по массовости обучающихся и востребованности специалистов значимость этой сферы не меньше, а, возможно, даже больше, чем у высшего образования.
Ведь сегодня наша республика в первую очередь нуждается в рабочих кадрах высокой квалификации. Взять любую отрасль – алмазодобывающую, нефтегазовую и пр. – везде в большем количестве нужны такие специалисты. Мы же тратим огромные средства на подготовку инженеров, которые потом, уже с дипломом о высшем образовании, идут в рабочие. Примеров тому – масса. А ведь цена вопроса подготовки специалиста с высшим и среднеспециальным образованием достаточно весома.
Мы в парламенте об этом говорим давно. Именно об этом шла речь и во время парламентских слушаний в Мирном. Основной упор должен делаться на подготовку высококвалифицированных кадров с целевым назначением для конкретных компаний, чтобы слесари, механики и т.д., готовились работать на том оборудовании, что есть на этих предприятиях. Сегодня же специалисты получают общую подготовку, а потом работодатель вынужден нести дополнительные траты на их переобучение.
Так вот с этой точки зрения совершенствование структуры образования действительно назрело давно.

— Больше всего население волнует оптимизация школ…
— Да, общее образование -— это достаточно чувствительный вопрос. Причем, меньше всего с этим проблем в городах и промышленных районах, а больше всего – на селе. Там школа – центр социального развития целого поселения: не будет ее, не будет села.
На августовском совещании педагогов премьер республиканского правительства Владимир Солодов пообещал: ни одна школа, ни один детсад закрыты не будут. Однако вероятно, при этом муниципалитетам, за которыми оставлено право выбора, придется исходить из имеющихся ресурсов.
В то же время понятно, что нынешняя структура образовательных учреждений не идеальна. В районах есть школы, которые когда-то были построены благодаря авторитету какого-то политика, депутата и т.д. И вот стоит там здание на 200 мест, а школьников всего 100. С точки зрения оптимизации ресурсов пустующие 100 мест надо чем-то заполнить. Варианты могут быть разные: сократить, объединить и пр. И правительство дает возможность МО выбрать наиболее подходящий.
Здесь многое зависит от позиции самих муниципальных образований. Ведь можно просто занять «глухую оборону», не рассматривая никакие варианты вообще, а можно, постараться прийти к какому-то компромиссу. В этом плане мне очень понравилась защита плана Верхневилюйскогь района. Предложения у них были подготовлены по каждой школе. Причем, им удалось найти общий язык с профильным министерством, в результате чего были учтены интересы местных жителей.
Почему это важно? Потому что резервы есть в каждом районе -— их надо находить. Сегодня почти 80 млрд государственного бюджета республики идет на содержание уже имеющихся школ и строительство новых. Это практически треть доходов Якутии. Между тем, в последнее время в школах не хватало средств на материальное обеспечение, покупку учебных пособий и т.д., потому что львиная доля средств уходила на зарплату. Позиция правительства такова: все, что будет сэкономлено, останется в тех же районах, тех же школах, но будет перераспределено по другим статьям расходов. Если так, то хорошо. Появится дополнительный резерв.
При этом нужно серьезно задуматься о качестве образования, которое пока, несмотря на огромные затраты из бюджета, оставляет желать лучшего. Показатели ЕГЭ у нас ниже, чем в среднем по России, победителей различных всероссийских олимпиад меньше, количество детей, поступающих в элитные вузы, сократилось… Так что совершенствование не просто назрело – оно запоздало.
В медицине, кстати, проблема та же. Когда принимаем бюджет ТФОМС, врачи спрашивают: почему у нас не хватает денег на ремонт, на оборудование? Так сумма-то одна: чем выше зарплата, тем меньше средств на остальные статьи. И здесь тоже нужно наводить порядок.

— Юрий Михайлович, насколько продуктивно сотрудничество Ил Тумэна и правительства республики в поиске оптимальных моделей совершенствования социальной сферы?
— Во-первых, парламент добился, чтобы при защите районами планов совершенствования структуры социальных учреждений обязательно присутствовали народные депутаты -— все они прекрасно владеют обстановкой в улусах, входящих в их избирательные округа. Так что сегодня парламент полноправно принимает участие в этих совещаниях. И, уже не раз побывав на них, могу сказать, что направления, о которых говорил премьер республиканского правительства, выдерживаются. Во-вторых, мы договорились с правительством, что те районы, которых заслушали без нас, будут рассматривать повторно. Это тоже хороший результат.
При этом мы стоим на том, что даже при экономически обоснованной реорганизации нельзя упускать из виду наши сельские реалии. Закрывать там школы и детсады недопустимо: исчезнут они, не будет и села. Таковы особенности нашей республики. Порой это сложно экономически просчитать – об этом нужно просто помнить…

Елена ВОРОБЬЕВА

Поделиться