998

22 марта 2019 в 18:10

Сочинение на конкурс: «Без суда и следствия…»

Одним из первых свое сочинение в редакцию прислал одиннадцатиклассник Кустурской средней школы Эвено-Бытантайского улуса Прокопий Горохов.

Тему он выбрал очень сложную даже для взрослого: «Репрессии 1928-37 годов в Северо – Бытантайском наслеге Верхоянского и Саккырырского районов». Но тем не менее, взявшись за исследование уголовного законодательства 20-30-ых годов, справился неплохо.
Анализируя историю политрепрессий 20-30-годов и изучая правовые акты, на основе которых они проводились, он привлек достаточно широкий спектр источников: уголовные дела осужденных, архивные материалы, воспоминания очевидцев и др.

«…Прошло много лет с начала переоценки уголовно-правовых ценностей 20-30-х годов, а также процесса восстановления добрых имен незаконно репрессированных, но еще остается много неизученных аспектов.
В июле 1928 года состоялся Пленум ЦК ВКП (б), где члены ЦК отвергли бухаринскую концепцию о том, что чрезвычайные меры не могут быть системой, и поддержали концепцию Сталина в вопросе о чрезвычайных мерах. Тем самым члены ЦК фактически заложили основу той драмы, которая развернется на рубеже 20-30-х годов и в 1937-38 гг.
Первая репрессивная компания (1928-1930) началась уже с 1928 года, когда был проведен ряд открытых «показательных» процессов, призванных убедить народные массы в справедливости репрессий.


Первая репрессивная компания, кроме специалистов промышленности, сельского хозяйства, затронула и «кулаков», «подкаблучников», а также «социально-вредных элементов» – служителей культа, мелких торговцев, нэпманов. Руководство СССР считало нужным проводить индустриализацию страны за счет крестьянства. А коллективизация сельского хозяйства должна была использоваться в целях повышения обязательных поставок сельхозпродуктов. В начале 30-х годов был нанесен сокрушительный удар по кулачеству, как врагу сплошной коллективизации. В целях организационного проведения ликвидации кулачества, кулаки были разделены на три группы.
С конца 1929 года до середины 1930 года было раскулачено свыше 320 тысяч семей, конфисковано имущество стоимостью более 400 тысяч рублей.
С осени 1930 года до середины 1932 года прошла вторая репрессивная волна, в ходе которого усилился процесс раскулачивания. Длинная рука раскулачивания дошла в те годы даже в наши далекие, труднодоступные края, несмотря на сложное географическое расположение. За этот период было раскулачено и выселено 3565444 семьи, или 1679528 человек.
Этот процесс быстро дошел до наших глубинных северных краев. До сих пор не изучено и не уточнено, сколько жизней было исковеркано. Некоторых расстреляли без суда и следствия, обвиняя по разным статьям. Некоторые не знали, за что их наказывают. С нашего маленького таежного уголка в город Верхоянск вызывали ни в чем неповинных глав семей и бросали за колючую проволоку в Эге-Хайский лагерь. Для их семей выделяли места на спецпоселении. Для переселения родственников местных «врагов народа» назначили место в «Аргаа-Мандыйа», недалеко от села Кустур. Вот несколько примеров.
Горохов Николай Прокопьевич – Турукан Ньукулай. Были раскулачены с сыном Семеном, как «содействующие мятежу», и отправлены в Верхоянск. Расстреляны без суда и следствия вблизи Верхоянска. Сейчас их потомки держат оленеводческое стадо под названием «Турукан».
Бурцев Василий Егорович –Чахаан, 1868 года рождения, уроженец Бытантайского наслега Верхоянского улуса, ныне Эвено-Бытантайский улус. Их с сыном Игнатием обвинили в содействии мятежникам.


Бурцев Игнатий Васильевич, 1885 года рождения, уроженец 1-го Эгинского наслега Верхоянского улуса. Сын Василия Егоровича Бурцева – Чахаана.
Горохов Яков Федорович. Цинизм этого случая в том, что с самим Яковом Федоровичем Гороховым отправили письмо, сказав ему, что письмо очень важное и надо незамедлительно передать его властям Верхоянска. Несчастный, безграмотный старик послушно отправился. Он не знал, что в письме был донос на него, якобы он кулак, богач. По данным переписи 1926-го года (ф. 70.о.1 Д. 990. Нац. архив) со взрослыми детьми он держал 56 голов скота.
В 1926 году ему было 73 года. По рассказам очевидцев, старика пытали и расстреляли без суда и следствия в Верхоянске. Семью раскулачили…
Раскулачивание и «зачистки» в городах были в основном завершены к середине 1932 года, так как к тому времени была завершена коллективизация.
Третья репрессивная компания началась после убийства С.К. Кирова 1 декабря 1934 года. Под удар попали партийные, государственные работники, военные, руководители промышленности и т.д. Уже в январе 1935 года началась физическая расправа над бывшими участниками оппозиционных группировок и внутри правящей партии ВКП (б).
О репрессированных в Верхоянском улусе известно очень мало. Чтобы создать общую характеристику репрессий в Верхоянском улусе стоит проводить много исследований.
По официальным данным, в 1989-1996 гг. в Якутии реабилитировано всего 2974 человека и внесен протест по 474 делам, в основном обвиненных в национализме. Процесс исправления ошибок, допущенных на основании постановления 1928 года, продолжается по сей день.
В заключение хочу сказать, что история советского и российского уголовного законодательства неразрывно связана с историей советской государственности. Оно всегда четко отражало специфику государственно-правовых институтов определенного периода.
По данным 1999 года, прокуратурой РС(Я) за последние 5 лет было рассмотрено 1806 уголовных дел, в результате чего восстановлено доброе имя 2318 человек. В 2000 году было реабилитировано еще 406 человек.
Из всего вышеизложенного следует, что процесс реабилитации незаконно осужденных и сейчас не закончен. А мы, молодое поколение, должны знать свою историю для того, чтобы в будущем не допустить таких правонарушений в отношении ни в чем не повинных людей. И помочь их реабилитации – наш долг перед Родиной».

Прокопий Горохов

Поделиться