1083

19 июня 2015 в 17:05

Ревизория

Гоголь жил, Гоголь «жжот», Гоголь будет здесь! «Тойоттор! Мин эhиэхэ соччото суох сонуну этээри ынырдым. Биhиэхэ ревизор иhэр!» - да-да, на сцене Саха театра впервые эти слова, знакомые каждому из нас со школьной скамьи, произнесены на якутском языке, в варианте языка-оригинала.

Вечнозеленым творением классика в качестве премьерного спектакля порадовал и изрядно повеселил благодарную якутскую публику под конец театрального сезона Саха академический театр им. П.А. Ойунского. Подарок все же припозднившийся. Как-никак 180 лет ровно минуло, как «НОСатый» классик взялся за написание пьесы. Но, как известно, лучше поздно, чем никогда.

Постановка алтайского режиссера Эммы Иришевой свежа для якутской сцены во многих аспектах. Костюмы от Лены ГОГОЛевой порадовали глаз цветом и покроем, непривычные танцевальные па актеров и актерских ансамблей (Роман Дорофеев передвигался по сцене и ее «предметам» в зависимости от ситуации – с элегантностью молодого льва или испуганного котенка), разговорный якутский (перевод Кирилла Семенова), на котором идет пьеса, понятен каждому, и параллельно, уверена, «в мозгу» у многих шла синхронизация крылатых фраз (см. начало), которыми «обросла» одна из самых знаменитых классических постановок русской сцены. Порадовало и то, что режиссер не пошла на поводу «модерна», представив зрителю что ни на есть классическую версию «Ревизора».

Бесподобен, помимо Дорофеева, и Петр Садовников в роли Городничего. В сцене, когда раскрывается обман, актер выразил в блестящем, чисто трагическом, вопреки жанру, монологе «красную нить» бессмертной гоголевской пьесы: «Кими кyлэ5ит?!» («Над кем смеетесь? Над собой смеетесь!»). Признаться, я ожидала хотя бы местами проникнуться симпатией и к Ивану Александровичу Хлестакову, как случилось в марте на премьере «TOTUS» в Русском театре по отношению к другому театральному мегаперсонажу – Илье Ильичу Обломову (в версии актера Александра Сердюкова). Но все же Хлестаков по-якутски остался для меня Хлестаковым по школьной программе.

…А ревизоры все едут и едут. И избы, как и шапки на ворах, все горят и горят. Все пороки российского чиновничества, которые посредством этой сатирической комедии высмеял Гоголь, «и ныне там». И тут. Навряд ли автор сам был бы рад живучести своей пьесы, бессмертности которой мы не перестаем удивляться.

Как известно, недавно 126 человек из числа руководящего состава министерств, департаментов, комитетов и постоянных представительств по заданию главы республики Егора Борисова прошли тестирование на знание законодательства, регламента правительства республики, информационных технологий, русского языка, основ делопроизводства. Дело, конечно, полезное, тем более что «на хорошо» справились лишь десять человек. Остальным предстоит переаттестация. В дальнейшем, как сообщается, подобным проверкам станут подвергать всех госслужащих и претендентов на должности. Хорошо бы теперь с появлением такой возможности привлекать их в качестве зрителей к «Ревизору» – не один и не два спектакля прошли бы тогда с аншлагом. А потом в аттестационные материалы вписывать вопрос-сочинение: «Над чем смеется Гоголь?» А чтоб не халтурили, дополнять «засадами» в виде, к примеру, вопроса о цвете фраков у Бобчинского с Добчинским. Глядишь, «казнокрадства, взяточничества, лизоблюдства, чванства да безмерного чинопоклонства» стало бы поменьше. А может, со временем, созданный на неделе Департамент по профилактике коррупционных и иных правонарушений при Главе Республики Саха (Якутия) с радостью придется расформировать.
Засим, с легкостью в мыслях необыкновенной, закругляюсь. (Занавес).

Тема вслух:
«Надо создавать условия для того, чтобы талантливые театральные постановки могли увидеть все наши граждане», – Президент РФ Владимир ПУТИН

Поделиться