1013

28 августа 2015 в 16:16

Музыка поможет воспитать талантливое поколение

С 24 по 30 августа в Якутске проходит II Международный конгресс проекта «Музыка для всех». В конгрессе принимают участие почетные гости из США, Германии, Швеции, Австрии, КНР, Украины. Онлайн мастер-классы, творческие лаборатории, практикумы конгресса ведут музыкальные деятели из Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Новосибирска, Владивостока и Якутска.

Проект «Музыка для всех» – это признание роли музыкального образования в качестве эффективного инструмента, влияющего на духовное, интеллектуальное и нравственное развитие подрастающего поколения. Российский музыковед, проректор Российской академии музыки им.Гнесиных, профессор, доктор искусствоведения Дина Кирнарская: «Люди, занимающиеся искусством, относятся к абсолютно другой породе. С помощью музыки мы воспитаем совершенно новое поколение конкурентоспособных, дееспособных, готовых к жизни, новой экономике людей, которых ждет успех на любом поприще». Музыка, по словам Дины Константиновны, способна дать прирост математических, творческих способностей, способностей к языку, коммуникации. «Это будут люди, в высшей степени приспособленные жить, работать в экономике знаний, экономике XXI века», – добавила она.
13_20150828073359_12162
I Международный конгресс проекта «Музыка для всех» – «Музыкальное искусство и образование в духовном развитии общества» – прошел в Якутске в 2013 году. Проведение конгресса было приурочено к 20-летнему юбилею первого музыкального вуза Якутии – Высшей школы музыки РС(Я) им. В. Босикова. Инициатор проведения конгресса и проекта «Музыка для всех», первый Президент Якутии Михаил Николаев: «Нужно формировать личность ребенка, потом ему легче будет воспринимать школьные предметы. Это давным-давно поняли азиатские страны, поэтому они сегодня в мире лидеры. В Китае давно этим занимаются, а мы только пробуждаемся».

Основная идея проекта в том, чтобы все дети Якутии с малых лет начали осваивать классические музыкальные инструменты. Проект планируется реализовать в два этапа. Начальный этап – «Услышь музыку» – запланирован на 2014-2016 годы и рассчитан на воспитанников детских садов и учащихся начальных классов общеобразовательных школ. Второй этап – «Музыка – детям» – планируется на 2016-2019 годы. Проект завершится в 2022 году, когда будет отмечаться 100-летие РС(Я).

Чего ждать от проекта?

Руководитель отдела общего образования Министерства образования РС(Я) Наталья Ситникова: «Наша цель – обучить музыке всех детей, чтобы вырастить духовно богатое, высоконравственное поколение. Для этого в первую очередь мы должны иметь специализированные музыкальные кабинеты, оснащенные необходимыми инструментами. Во-вторых, у нас должен быть высококвалифицированный педагогический состав. В-третьих, мы должны добиться максимального количества учебных часов для занятий музыкой».
13_20150828073353_91998
Наталья Васильевна добавила, что уже сегодня уроки музыки доведены до трех часов в неделю, не считая дополнительных, внеурочных занятий. С помощью бюджетных средств, спонсоров, попечительских комитетов закупаются необходимые инструменты, начата подготовка кадров внутри республики. В АГИКиИ открыто отделение музыкальной педагогики, всегда придут на помощь преподаватели ВШМ. «Мы уже обучили 300 учителей. Есть фольклористы, работники культуры, готовые поделиться своим знанием с детьми. Большие перспективы имеет технология онлайн-обучения. Через два-три года у нас будет полная база для того, чтобы внедрять проект во всех школах. При полном запуске проекта планируем работать по четырем основным направлениям: классические инструменты, игра на электронных инструментах, национальные инструменты и раннее дошкольное музыкальное образование», – рассказала Наталья Ситникова.

Музыка для всех

График пребывания почетных гостей в Якутске был насыщенным. Они провели множество встреч с коллективами ведущих учебных заведений, посетили ИРО ИПК, Якутский хореографический колледж, педколледж, детский центр «Сосновый бор», Национальный художественный музей, Дворец детского творчества, ВШМ, провели концерты-мастер-классы, семинары, творческие лаборатории, образовательные акции, практикумы, которые транслировались онлайн, оценили творческие возможности наших детей, посетив музыкальные концерты. На протяжении пяти дней на площадях Якутска проходят концерты участников проекта «Музыка для всех».

При Высшей школе музыки начала работу хоровая школа для хормейстеров и детей, желающих заняться пением. Среди приглашенных гостей были доктор философии, президент Всемирного общества музыкального образования (ИСМЕ), профессор Университета Восточного Вашингтона Шейла С. Вудворд (США), президент Ассоциации «Судзуки» в России Ольга Сапрыгина, искусствовед, музыкант, писатель Михаил Казиник (Швеция), завкафедрой методологии и технологии, педагогики и психологии музыкального образования Московского педагогического государственного университета Эдуард Абдуллин, поэт и переводчик, композитор, директор музыкальной школы в Ганновере (Германия) Валерий Брайнин.

Личный опыт обучения продемонстрировала школа всемирной организации «Судзуки». Преподаватели школы «Судзуки» считают, что обучать играть детей на музыкальных инструментах можно уже с двух или трех лет. Они считают, что методика «Судзуки» отличается от традиционной тем, что дети слушают очень много различных произведений. «У них развиваются музыкальные способности, ритм, слух, память. Мы с ними играем по памяти, без нот, потому что детки маленькие и даже читать не умеют. Поэтому мы не изучаем ноты ближайшие 2-3 года. Всему учимся по слуху», – делится представитель всемирной организации.
13_20150828073356_75082
Дина Кирнарская:
«Учиться музыке надо не для того, чтобы быть музыкантом, а чтобы быть лучшим в любой профессии. Одновременное изучение хореографии, изобразительного, театрального, музыкального искусства одухотворяет и обогащает человека. Именно поэтому художники, занимающиеся музыкой, становятся гениальными художниками и наоборот».
13_20150828073354_34751

Шейла С. Вудворд:
«Увлечение музыкой не требует больших финансовых вливаний. Во всем мире стало модно играть на национальных инструментах. Зачастую они сделаны из подручных материалов. Музыка развивает не только физическую координацию и психоэмоциональное состояние, но и духовность, эстетику. Педагог не должен механически обучать ребенка музыке, а, в первую очередь, прививать понимание прекрасного, достучаться до души и сердца».
13_20150828073400_84989

Эдуард Абдуллин:
«С проектом «Музыка для всех» дети начнут осваивать музыкально-пластическое интонирование, игру на элементарных инструментах – как коллективную, так и индивидуальную – и даже участвовать в постановках музыкально-театрального действия».
13_20150828073401_79288
Ольга Харайбатова, руководитель департамента по вопросам духовного развития Министерства культуры и духовного развития республики:
«Когда ребенок занимается музыкой, у него пробуждается интерес к жизни, просыпаются все дремлющие таланты. Ребенок быстро усваивает чтение, математику и другие точные науки, и это уже доказано. Музыка как образовательная технология должна быть введена в школы, и занятия должны быть не один раз, а три раза в неделю».

Поделиться