1302

01 июля 2016 в 14:49

Прославленный артист встретился с якутскими почитателями

Актер Сергей Никоненко, пожалуй, из особого рода знаменитостей, которых все знают в лицо и даже по голосу, но имя и фамилию почему-то не сразу вспоминают. Между тем, более 200 ролей в кино и сериалах и 15 режиссерских работ навсегда вписали его имя в историю прежде всего советского кинематографа.

Мне больше по душе роли в «Мы из джаза» и сериале «Каменская», а старшее поколениенаверняка прекрасно помнит и его ранние образы, воплощенные на экране. Возможно, и его знаковую роль в фильме 70-х «Пой песню, поэт», где актер сыграл Сергея Есенина в молодости, на которого Никоненко был удивительно похож опять же в молодости. По всей видимости, тогда же у тезки начался «есенинский период», который продолжается по сей день. Оказывается, в середине 90-х Сергей Петрович смог воплотить в жизнь свою мечту – открыть Есенинский Культурный Центр, что размещается на Старом Арбате, в квартире первой жены Есенина — Анны Романовны Изрядновой по адресу пер. Сивцев Вражек, дом 44, кв. 14. Собран уникальный материал, оформлена экспозиция, проводятся экскурсии. То есть народный артист России – настоящий подвижник, в современной актерско-режиссерской среде, думается, это весьма редкое явление.

Почти все время, что продолжалась встреча Сергея Никоненко с якутскими зрителями в Русском драмтеатре в рамках «Дней Москвы в Республике Саха (Якутия)», что прошли в выходные, он без остановки читал наизусть стихи великого русского поэта – начиная от самых ранних, с которыми юный Сережа Есенин пришел показываться Александру Блоку и заканчивая знакомым каждому из нас:

«…Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою».

Признаться, я не большая любительница Есенина, но само исполнение, безусловно, впечатлило. Но еще больше поразила память Никоненко, который, само собой, читал стихи без бумажки. Для человека, который едва ли помнит четыре строчки из «Бородино» (память всегда отличалась слабостью, оттого читаю полностью наизусть и помню лишь один стих Николая Глазкова: «Мы – умы! А вы – увы») полтора часа декламации оставили сильнейшее впечатление. Сергею Петровичу сейчас 75!

На театральные байки осталось немного времени, но именно здесь, на мой взгляд, Никоненко продемонстрировал зрителямеще и прекрасную актерскую форму. Попробую пересказать две байки-были на тему «как артисты путают и забывают текст».

Сцена 1. Вторая половина19-го века. В одной семье, ставшей впоследствии ну очень известной, старший брат Александр уезжает учиться в Санкт-Петербург. Между ним и его младший братом происходит такой диалог:

– Уезжаешь, Саша?

– Уезжаю, Володя.

– Надолго?

– Ой надолго – учиться! (перебирая книги в чемодане).

– А куда, Саша?

– В Ленинград!, – гордо произносит Ульянов-старший.

По пояснению Сергея Петровича, весь актерский состав рухнул со смеху на пол, спектакль был остановлен.

Сцена 2. Один молодой актер должен был с пафосом подать всего одну реплику: «Седлайте мне коня!», на что более опытный ответил бы «И мне седлайте!». Однако молодой так «замучил» роль (чем, как признался Никоненко, в молодости страдал и он), что в самый ответственный момент выхода на сцену произнес: «Коняйте мне седла!». Опытный не растерялся: «И мне коняйте!».

Опять же ранний занавес.

А вспомнил Сергей Никоненко эти, видимо давно ставшие легендарными в актерской среде, истории по просьбе якутянки, которая, каждый раз приходя в театр «беспокоится, что актеры забудут текст». Самому актеру это явно не грозит, за все полтора часа он осекся лишь раз, перепутав слова «цветочный» и «ромашковый». Но тут же исправился.

Удивительно обаятельный человек (как на экране, так и, оказывается, в жизни), на протяжении многих лет активно пропагандирующий (слово-то какое ужасное, но иного несоветского аналога еще нет в русском языке) искусство своего тезки, великого русского поэта Сергея Александровича Есенина, гражданин, не стоящий в стороне от политических событий – таким предстал перед якутянами именитый гость из Москвы.

 

 

Поделиться