1773

30 августа 2016 в 14:57

Увлеченный Севером

Предприниматель Егор Макаров известен не только своими бизнес-проектами, но и как неутомимый путешественник, фотограф, изъездивший в экспедициях всю республику. Ресторан “Муус Хайа” Егора Макарова давно стал меккой для туристов и ценителей национальной культуры, его стены украшают сделанные им в бесчиссленных поездках фотографии, среди которых особое место занимают якутские лошади. Тема арктического коневодства стала ключевой в фильме “24 снега”, продюсером которого выступил Егор Макаров. Картина стала победителем конкурса документального кино на прошедшем недавно Якутском международном  кинофестивалн, а до этого, в июле, получила приз зрительских симпатий престижного 38-го ММКФ.

— Егор Петрович, как родилась идея этого фильма?

— Сама идея появилась давно, потому что я не представляю якутский народ без лошади. Лошадь для якутской культуры — центральное понятие, ее образ — во всем: в устном творчестве, материальной культуре, основе религиозных верований. Лошади у меня ассоциируются с детством, ведь мой дядя был коневодом. Я родился и вырос на селе,  испокон веков и сейчас от коневодов зависит  многое, благополучие семьи и целого поселка.

Надо сказать, что к моменту начала съемок был уже некоторый опыт. С оператором Юрием Бережневым мы сняли несколько короткометражных фильмов, издал фотоальбом о якутской лошади. Мы поставили перед собой задачу — снять якутский фильм, который бы не уступал и по качеству, и по содержанию мировым стандартам.

— Почему именно Север? Ведь можно было снять в центральных районах?

— Я много путешествую, фотографирую. Особенно полюбил якутский север, суровый, непокорный, но необычайно красивый и первозданный. Это касается как природы, так и людей. Касается это и коневодства. Можно, сказать, что чистокровная якутская лошадь сохранилась только там – на севере республики.

20150209_175121

— Изначально было известно, кто будет режиссером?

—  Я собрал команду, разработал маршрут съемок, набросал сценарий, оставалось найти режиссера. Честно скажу, что это было непросто. Сначала вел переговоры с европейскими режиссерами, однако с ними не удалось найти общего языка. В Москве разговаривал с известными режиссерами, и в конце поездки Семен Аманатов познакомил меня со своим однокурсником по ВГИКу Михаилом Барыниным. Мы побеседовали, и он загорелся идеей фильма. Это молодой кинодокумениталист, но уже заявивший о себе режиссурой картины «Другая земля» в 2009 году. Он уже снял ряд картин о Русском Севере, у него прослеживается оригинальный взгляд.

Что можете рассказать о команде?

—  Мне повезло работать с лучшими в своем деле ребятами, профессионалами. Рад, что над фильмом работали самые лучшие операторы республики Юрий Бережнев, Семен Аманатов и Михаил Кардашевский, звукорежиссер Иннокентий Сивцев, композитор Моисей Кобяков, в прошлом году выигравший приз за лучшую оригинальную музыку в Лос-Анджелесе. Сьемки шли два года. Было много командировок, и зачастую не в самых комфортных погодных условиях.

20150205_085636 (1)

— Как проходили съемки?

— Съемки проходили на коневодческой базе в горах Верхоянья. Чтобы обхватить больше красот республики, сьемки проходили в разных уголках нашего края. Сьемки проходили в жаре, во время дождей и в 60-градусные морозы. Сам проект получился дорогой, арендовали камеры, да и сами закупили очень много профессиональной аппаратуры. Конечно, могли снять еще лучше, но все упирается во времени и финансировании.

Этот фильм снят на собственные средства. Хочу поблагодарить моих клиентов — компании «Чистая вода» и ресторана «Муус-Хайа», можно сказать, благодаря им снят фильм.

IMG_5565 13423702_1124198260936146_152557990209222991_n

— Как вышли на героя?

— Считаю, что нам очень повезло с героем фильма. Я познакомился с Сергеем Лукиным во время одной из экспедиций. Вместе мы проехали на лошадях несколько сот километров, и за это время я хорошо узнал его как человека.

Наш герой — коневод, большую часть года живет в тундре, ухаживая за табуном. Это очень открытый, трудолюбивый человек, который всей душой болеет за развитие коневодства, настоящий патриот. Обычно ведь как бывает, якутских коневодов не заставишь сняться на камеру, они тихие, молчаливые,  а тут мы наткнулись на Сергея, харизматичного и веселого, по внешнему образу напоминающего американского ковбоя…

— Проблема преемственности — одна из главных тем фильма…

— Считаю, что фильм свою задачу выполнил — обратил внимание на главную проблему, отсутствие преемственности в подготовке кадров. Эта тема ведь очень болезненная. Остро стоит проблема сохранения чистокровной якутской лошади. Коневоды трудятся в диких условиях, по полгода живя в разлуке с семьей, и получают за труд неадекватные деньги. Молодежь в отрасль из-за этого не идет, и средний возраст коневода у нас стал 50–60 лет. А нашему герою Сергею Лукину 54 года, и он получил травму, объезжая коня. Одно это говорит, как непроста эта профессия.

— В чем вы видите выход?

— Нам нужно популяризировать  традиционную диету, связанную с продуктами коневодства. Это уникальный по своим качествам продукт, который можно коммерциализировать.

Для того, чтобы поднять жизненный уровень коневодов, нужно думать и об экономике. Наш продукт высокого ценится в мире, и нужно думать о налаживании экспорта продукции.Кроме того, в общественном мнении нужна популяризация профессии, повышение ее престижа, необходимо наладить систему подготовку кадров.

— Фильм получил уже две награды. Что вы ощущаете?

— Конечно, мы рады, что авторитетное жюри оценило труд команды. Но самое главное, это реакция зрителей. Во время якутского кинофестиваля мы удостоились чести открыть торжественную церемонию открытия. Во время показов в последующие дни залы были полные, реакция зрителей была очень живой. Для нас это главный показатель. Самое главное, что мы рассказали о проблеме, ведь многие никогда не бывали на Севере, не знают, как тяжело живется северянам.

— Какие планы по продвижению картины? Ваша аудитория – внутри республики или за ее пределами?

ؙ— В первую очередь, конечно, фильм о якутянах и для якутян. Однако изначально мы планировали прокат на более широкую аудиторию, в том числе за пределами республики и страны. Уже договорились, что фильм покажут по федеральным каналам. Ведем переговоры с европейскими и североамериканскими телеканалами.

— Иностранцы интересуются Якутией?

— Вообще, интерес к республике громадный. Наша природа и культура – уникальные ресурсы, в Якутии бескрайние возможности для развития туризма. Мои книги, открытки, фильмы разошлись по всему миру. Благодаря этому люди звонят, пишут, хотят приехать. На днях ко мне приехал путешественник, писатель из Новой Зеландии Ян Робинсон, сейчас он путешествует по горам на якутской лошади. Планирует выпустить книгу о путешествии в Якутии и о якутских лошадях.

— Фильм «Холодный рубеж», экспедицию и съемки которого вы организовали, получил приз ЯМКФ за лучшее визуальное решение. Чем принципиально отличается эта картина?

— Организовывая этот проект, прежде всего, хотел показать туристский потенциал региона и мы своими силами можем снимать такого рода фильмы в мировом уровне. Я рад, что задумка удалась.  Фильм Микаэла Страндберга, известного шведского путешественника и кинодокументалиста, был изначально снят под зарубежную аудиторию, понятным для нее языком и стилем. Причем, по заказу американского телеканала. Микаэл – известный путешественник, без преувеличения, побывал почти везде. Если во время предыдущих экспедиций Микаэл передвигался на велосипеде, то в этот раз средством передвижения стала оленья упряжка. Поездка состоялась в январе, во время самых лютых морозов.

Об этом и рассказывает Микаэл, каково это, переживать такие морозы, да еще и на оленях. Хочу сказать, что он большой молодец, выдержал этот путь, и фильм получился хорошо.  Такой взгляд тоже нужен, и важен. Ведь иногда для общения с зарубежной аудиторией, нужен свой язык, и свои смыслы, и точки координат.

Однако оба фильма «работают» на имидж Якутии, ведь как туристский бренд Якутии, к сожалению, еще не полностью раскрыт. И я надеюсь, что эти фильмы внесут свой вклад в продвижении имиджа республики. Кроме того, несомненным является гуманитарное значение картин. Через сто лет нашим потомкам будет интересно посмотреть, как жили коневоды, оленеводы, это будут очень ценные исторические сведения.

— Егор Петрович, спасибо за беседу! Удачи вашим творческим проектам!

Поделиться