1495

14 сентября 2018 в 11:30

«Царь-птица»: Оскар был так близок

На экраны якутских кинотеатров выходит долгожданный, завоевавший мировую славу, главный приз нынешнего Московского международного кинофестиваля «Золотой святой Георгий», якутский фильм «Тойон кыыл» (Царь-птица) режиссера «Сахафильма» Эдуарда Новикова. Об успехе кинокартины, снятой по рассказу Василия Яковлева «Со мною состарившаяся лиственница», рассказали газете «Ил Тумэн» режиссер фильма Эдуард Новиков, продюсер и промоутер якутского кино Сардана Саввина.

Успех предполагался
Эдуард Новиков: Это мой второй полнометражный фильм. Первым был «Айыы Уола» (Посланник небес). Кроме этого, мною снято несколько короткометражек («Плисада», «Танара»), множество документальных фильмов. Работал над фильмами «Чингис Хан», «Журавли над Ильменем», «Черная маска», «Его дочь»…
К съемкам «Тойон кыыл» шел больше 10 лет, с момента моего первого чтения рассказа. Тогда я не мог допустить и мысли о съемках фильма с участием животного. Якутский кинематограф был от этого далек. Но мечта когда-нибудь снять фильм прочно осела в голове. Приступая к съемкам фильма, интуитивно предполагал, что фильм будет иметь успех. С таким настроем и работали.
Весь бюджет фильма составил около трех миллионов рублей. Это, считая зарплаты артистов, которые они до сих пор не получили. Я благодарен сценаристу Семену Ермолаеву-Сиэн Екер за его профессиональный подход, благодаря которому у фильма получился внятный киноязык. Многие критики, зрители отмечали именно простую внятную канву сюжета без режиссерских экспериментов, сугубого авторства. Благодарен всей съемочной команде – талантливому оператору Семену Аманатову, второму режиссеру, организатору Любови Борисовой, всему актерскому составу, беркуччи Талгарбеку Шайбырову, промоутеру Сардане Саввиной, всем, благодаря которым удалось реализовать давнюю мечту. В ближайших планах – снять фильм про первых миссионеров Якутии по повести Николая Лескова «На краю света».
Сардана Саввина: Еще в самом начале съемок, два года тому назад, когда только шли разговоры, обсуждения сюжета фильма, я поняла, что у фильма есть потенциал. Я уже тогда задалась мыслью вывести фильм на высокий уровень, ранее не достигнутый якутским кинематографом. Важную роль, конечно, сыграла стратегия продвижения кино. Учитывая опыт предыдущих лет, некие сложности продвижения якутского фильма в России, я решила выйти на зарубежного зрителя. Наметила для себя один из крупных европейских фестивалей в Карловых Варах, что в Чехии. Однако затянулся постпродакшн (период обработки видеоматериала после съёмок эпизодов фильма, подготовка и изготовление компьютерных объектов, редакция, монтаж, озвучание и обработка материала фильма) и мы физически не уложились в сроки фестиваля. Поэтому решено было выдвинуть фильм в России. Сказалась зарубежная слава якутского кинематографа и личная симпатия директора кинофестиваля Кирилла Разлогова, который не понаслышке знал о якутском кино. В интервью во время пресс-конференции он, усмехаясь, отметил, что, наконец-то, ММКФ удалось «поймать» якутский кинематограф, удосужиться чести представить его творчество на родном кинофестивале.
Мне кажется, фильм вышел очень кстати, именно в свое время, не раньше и не поздно. Он затрагивает проблемы экологии, экософии, отношения человека к природе, миграции – все те актуальные тренды мирового кинематографа. Все в фильме, начиная от грамотного кастинга актеров, лаконичного названия фильма, и то, что он о животном, вплоть до металлической нашивки в виде двуглавого орла на одежде шамана – сыграли свою роль в получении главного приза ММКФ.

Орел – тотемное животное
Эдуард Новиков: Фильмы о животных всегда вызывают у зрителя самые добрые чувства, несут жизнеутверждающую мораль и учат зрителей быть добрее к окружающим. Тотем орла есть у многих народов, поэтому, где бы мы ни были, всегда воспринимали фильм с воодушевлением, интересом, пониманием. В Светлогорске Калининградской области во время 15-го кинофестиваля «Балтийские дебюты» мы показали фильм четыре раза. На фильм ходили обычные зрители. По тому, как зрители покидали кинозал, я видел, как фильм был интересен, понравился им. То же самое я увидел в Монреале (Канада).
Тумаре – орлу, сыгравшему главную роль в фильме, сейчас 15 лет. Он ручной. Его разводчик беркуччи киргиз Талгарбек Шайбыров охотно согласился нам помочь со съемками. К сожалению, нам не удалось привезти орла в Якутию, требовалось много разрешений на авиаперелет, средств, которых у нас не было. Талгарбек был рад нашей победе. Через пять лет Тумара, по действующим правилам, да и закону природы, покинет своего беркуччи. Этот момент, мне как киношнику, интересен сам по себе. Наверняка и животному, и разводчику будет трудно расстаться после 20 лет совместного пребывания.
Хотелось бы показать фильм в Киргизстане. Ну и, конечно, не плохо было бы прокатить фильм по России.


Справка:

Якутия, 1930-е годы. В глухой тайге спокойно доживают свои дни старик Микиппэр и его жена Оппуос. Коровы, охота да рыбалка – вот и весь неприхотливый быт стариков. В один прекрасный день в начале зимы к ним прилетает орел. Старик со старухой не смеют прогнать его, так как орел – священная птица. Всю зиму они подкармливают орла, чтобы тот не нападал на скот. Со временем они привыкают друг к другу. Холодным рождественским вечером орел проникает в дом и занимает почетное место в углу, на полке с иконами. С этого дня люди и птица начинают жить вместе в одном доме.
С 19 сентября прокат фильма начнется во всех кинотеатрах республики.


Новиков – наш Куросава
Сардана Саввина: Книга — это одно, а пересказать его языком фильма – другое. Все, кто смотрел фильм, отметили его внятный киноязык. Это уже мастерство режиссера. Эдуард с этим великолепно справился. Фильм получился универсальным, несмотря на его авторство. Это заметил председатель жюри основного конкурса ММКФ-2018, итальянский продюсер Паоло дель Брокко. Он назвал фильм поэтическим, но в то же время универсальным. Фильм не продублирован, он идет на якутском языке с русскими титрами, но это не помешало зрителям прочувствовать фильм, сопереживать сюжету, поплакать. Это ли не высокопрофессионализм! Значит, кино достучалось до сердец, затронуло чувства смотрящего.
Якутское кино сейчас кует свой путь, свой идентичный портрет, а его делает авторское кино. «Царь-птица» не рассчитан на широкий прокат, у него глубокий художественный потенциал, это искусство в чистом виде. У Эдика значительный потенциал, который он еще раскроет и покажет, и удивит нас еще. Не зря директор фестиваля в Монреале Серж Лозик сравнил его с культовым режиссером с мировым именем, японским сценаристом, продюсером Акирой Куросава, который прославился благодаря своему неповторимому языку. В своей среде мы любя уже зовем Эдика Акирой (смеется – авт.).

Оскар был близок
Сардана Саввина: Многие восприняли новость о выдвижении «Тойон кыыл» на Оскар, как нечто нереальное. Однако, у нас были все шансы туда попасть. По параметрам и регламенту кинопремии мы подпадали. У нас была рекомендация от самой Гильдии киноведов России. В отличие от других претендентов («Довлатов» Алексея Германа-мл. и «Лето» Кирилла Серебренникова) сюжет у «Царя-птицы» носит более глубокий смысл, нежели автобиографические истории о людях, не сильно известных за пределами России. Изучая, анализируя тренды мирового кинематографа, могу сказать, что все, что повествуется в фильме несет в себе глобальные, актуальные сегодня темы. Единственный минус в малом бюджете фильма.

Будет поддержка, будет и кинорынок
Сардана Саввина: Все, что снималось до фильма «Царь-птица», можно отнести к якутскому кинобуму, благодаря которому мы заявили о себе миру. Далее мы должны заниматься профессиональной индустрией. У нас очень много уникальных произведений, которые можно было бы экранизировать, есть заготовки. «Сахафильм» в лице Эдуарда Новикова доказал свою состоятельность. Мы научились снимать фильмы. Трудности возникают на этапе постпродакшна. Это, прежде всего, связано с финансированием. Речь не идет о баснословных суммах. Мы не конкурируем с Россией, Голливудом. Мы пропагандируем классическое кино, авторское.
Если мы хотим видеть наши фильмы на мировом кинорынке, который представлен сегодня онлайн каналами, телевидением, сетью кинотеатров, то мы должны заняться профессиональным продвижением. Это отдельная структура, связанная с коммерцией, бизнесом. Кино – не просто развлечение, это средство мена, дополнительный источник дохода. С уверенностью могу сказать, что наше кино востребовано.


Награды:
• Главный приз 40-го Московского международного кинофестиваля «Золотой святой Георгий»
• Приз за лучшую режиссуру первого открытого фестиваля популярных киножанров «Хрустальный источникъ» (Ессентуки)
• Приз «За Высокую художественность» (Best Artistic Contribution) 42-го Монреальского кинофестиваля (Северная Америка)
• Приз международной ассоциации кинокритиков (ФИПРЕССИ).


 

Поделиться