650

23 ноября 2018 в 14:16

Корифей от природы

Корифеем косторезного искусства я называю заслуженного художника Российской Федерации, народного художника РС(Я), заслуженного деятеля искусств РС(Я), действительного члена Петровской Академии наук и искусств, Почетного работника сферы образования РФ, члена союза художников СССР (РФ), профессора Международной Академии трезвости, члена Совета профессоров-наставников СВФУ, кандидата педагогических наук, доцента Георгия Родионова.

Георгий Николаевич является выдающимся косторезом из мамонтовой кости международного уровня, исходя из работ, представленных в более чем 60 каталогах по косторезному искусству.
Окружающий нас мир, природа, фольклор и верования народа саха в строгом единстве тесно и исторически крепко переплетены во всех его малых скульптурах из мамонтовых бивней.
На днях я съездил к нему в мастерскую и своими собственными глазами увидел три мини-скульптуры на его рабочем столе. Спросил: «Как их назвали?». В ответ успел услышать: «Эйнштейн-шаман», «Антарктида», «Весна».
У этих трех миниатюрных скульптур из мамонтового бивня весьма и весьма светлейшие идеи, по смыслу превосходно богатые, а по своим значениям супермировоззренческие. Каждая из них имеет совершенно особые и разнообразные сюжеты! Увековечен образ великого Эйнштейна; Королевские пингвины (отец, мать и детеныш) собраны в теме Антарктида, а в идее анималиста-скульптора «Весна» подразумеваются резвящиеся весной медвежата.
Название миниатюрной скульптуры из мамонтовой кости «Эйнштейн-шаман» звучит гордо и символично, так как на всех тюрко-монгольских устах слово «шаман» или «оюн» означает ум, разум, гений, знание, способность, дарование.
Например, эти слова мы найдем в «Бурято-монгольско-русском словаре» за 1951 год.
В «Этимологическом словаре тюркских языков» (Москва, 1974 год) находим слово Ойун/Ojun. Это слово – в обиходе многих народов в одном и том же произношении и написании (туркменский, турецкий, азербайджанский, гагаузский, крымско-татарский, караимский, кумыкский, карачаево-балкарский, киргизский, узбекский диалект, уйгурский, тувинский, древнеуйгурский, османский, чагатайский, восточно-тюркские языки).
Также в “Толковом словаре живого великорусского языка” Владимира Даля (Санкт-Петербург, 1881 год) есть слово «оюнеть» – помолодеть, пободреть духом.
В “Материалах по истории Якутии XVII века” имеются разделы “Оюны”. Рядом со словом «князец» «оюн» встречается в ясачных книгах огромное количество раз.
А в печати вместо слова «оюн» постепенно стали писать «шаман».
Как краевед и журналист утверждаю, что народный художник Якутии Георгий Николаевич Родионов, будучи профессором СВФУ им. М.К. Аммосова, по долгу своей профессии и по праву обладателя Медали Российской Академии художеств 2018 г. с названием «Достойному» гордо нарек мини-скульптуру именем великого ученого, лауреата Нобелевской премии 1921 года по теоретической физике Альберта Эйнштейна!
«Эйнштейн-шаман» – стилистически звучит высоко, а по своей географии весьма масштабно и обширно. Она точно передает победное настроение физика-теоретика, его чувство радости от открытия принципа относительности, который устанавливает, что любое физическое явление (механическое, оптическое, тепловое и др.) протекает одинаково (при одинаковых условиях) во всех инерциальных системах отсчета.
Лицо Эйнштейна светлеет, когда он в 40-е годы ХХ века выступает против применения ядерного оружия. В письме 32-му президенту США Франклину Рузвельту в 1933 году Эйнштейн – Ойун указывает на опасность создания ядерного оружия в фашистской Германии. А буйные и густые волосы Эйнштейна, волнообразно развеваясь на прогрессивных ветрах перемен, индуцируют излучение прекрасной энергии тепла, жара любви к человечеству. У автора статистической теории броуновского движения левая рука занята удерживанием шаманского бубна, а правая твердо держит колотушку с чувством скорейшего окончания кровопролитной войны Победой позитивных сил за свободу и мир во всем мире!
Альберт Эйнштейн прожил 76 лет и умер 18 апреля 1955 г. в Принстоне (штат Нью-Джерси, США) от аневризмы аорты. Его прах был сожжен в крематории, а пепел развеян …
Облик и образ Эйнштейна – шамана точно выражены в этой миниатюрной мини-скульптуре, созданной золотыми руками умелого мастера по косторезному искусству Георгием Родионовым во имя сохранения мира и свободы между народами. Цель создания самого-самого уникального изделия четко и яснее ясного выражена в крылатых словах самого Альберта Эйнштейна:
«Жизнь отдельного человека имеет смысл в той степени, насколько она помогает сделать жизни других людей красивее и благороднее. Жизнь священна: это, так сказать, верховная ценность, которой подчинены все прочие ценности».
Именно Энштейн-шаман олицетворяет связь живой природы с духовно-нравственной частью человеческой природы. Эзотерики недаром говорят, что Боги общаются с людьми на языке символов (т.е. через такие чудесные миниатюры), но далеко не все понимают этот язык. Точно так же, как и «Теорию относительности» Альберта Эйнштейна!
Истинное значение изумительного искусства косторезного труда Георгия Родионова скрыто в патриотическом образе «Эйнштейна-шамана». А контекстом, компоновкой и композицией, организующих идейно-художественное целое этой скульптуры явились мудрейшие «супруги» вороны. В древнем веровании «Тенгрианство» – основах учения Айыы якутского народа на пятом небе находится «великий ворон», что на языке народа саха означает Улуу Суорун, наделяющий людей мастерством кузнеца, волшебным словом и дает способность шаману благословлять человечество на ратные подвиги против злых сил для победы добра над злом. Человек берет от ворона силу духа и физическую мощь. Эта сила гнездится в духе-матери шамана. Шаман становится способным телом и душой вобрать силы природы.
Таким образом, мы узнали о мини-скульптуре «Эйнштейн-шаман». О том, что скрыто за внешними формами. Все в этом мире символично, и нет ничего, что не было бы связано друг с другом. Этот символ скрывает в себе устремления к вечному миру на земле без войн и кровопролитий.
С помощью скульптуры «Эйнштейн-шаман» я попытался расшифровать образ и имя самого Альберта Эйнштейна и с использованием принципа философского эссе комментировать труд скульптора.
Георгий Николаевич своим творческим трудом уже закладывает основы для будущих времен. Именно он подготовил хорошую почву для анализа и синтеза «Эйнштейна-шамана».
В скульптуре образ Эйнштейна, виды воронов, шаманского бубна и шаманской колотушки незримыми нитями соединены искусным мастером осмысленно и содержательно, как творческий процесс и результат энциклопедических знаний художника Георгия Родионова.

Николай КОРНИЛОВ – САРДАҤА

Поделиться