234

27 января 2020 в 12:40

Спешите видеть «Тиэтэйбит»

Якутский зритель в начале года получил новый подарок - в прокат вышел фильм «Тиэтэйбит» («Поспешивший») режиссера Романа Дорофеева по мотивам первой якутской комедии Николая Неустроева.

То есть сюжет хорошо известен и считается классическим – главный герой, картежник Уйбаан (Иннокентий Луковцев), сорвав большой куш и на радостях загуляв в городе, узнает (от весьма ненадежного источника) о смерти давно болеющей жены. По дороге домой он заглядывает к своему старому знакомому, который, пользуясь случаем, предлагает гостю жениться на вдове своего брата. Уйбаан успешно сватается, не зная, что его ждет дома больная, но все-таки живая жена.
Классика не раз была представлена на сцене Сахатеатра, актеры которого исполнили главные роли и в экранизации. Фильм получился динамичный, камера ни разу философски не уходит в закат, предлагая зрителю погрузиться в размышления. Раз – Уйбаан лихо разбирается с соперниками за карточным столом, вмиг став обладателем материальных средств в особо крупных, по тем временам, размерах. Два – наняв местного предпринимателя, в комфортных условиях на повозке приближается к родным аласам. Три – вот он уже в гостях спешно договаривается о матримониальных намерениях с новой избранницей, демонстрируя облико морале.
Фильм очень веселый. Громкий смех то и дело сопровождает отдельные уморительные эпизоды, складываясь в дружный зрительский хохот. И это на самом деле серьезное достижение актерского состава и режиссера.
Два момента, которые хочется отметить. На экране очень много выпивают. На столе постоянно стоят двухлитровые бутыли с прозрачной, надо полагать, сорокоградусной жидкостью. С учетом количества выпивающих за столом, герои неправдоподобно твердо держатся на ногах, а главный из них – Уйбаан – после длительной погони по лугам и полям за предполагаемой будущей женой, умудряется, пардон муа, совершить сексуальный подвиг. Так сказать, у Станиславского тоже возникли бы сомнения.
Второй момент также касается нездоровых привычек, характерных для якутского общества. Если борьба с алкоголизмом в веке XXI обрела, в том числе при помощи законодателей, системный и успешный характер, то другая напасть, которой подвержены, как правило, якутские мужчины, а именно азартные игры, до сей поры не собираются сгинуть или пропасть.
Вот наш «герой», очевидно, собрав материальные средства, которые мог бы потратить, с учетом достаточно бедного обустройства жилища, другим способом, вместо этого, плюнув на больную супругу, отправляется в очередной раз в город, чтобы в питейном заведении, читай, игровом клубе, попытать счастья. И оно ему улыбается, подкинув серебряный куш в виде главного женского украшения илин кэбиhэр своей супруги, поставленного ва-банк другим несчастным пленником карт, опять же лишившимся остатков совести. И таких азартных полным полно в этом битком набитом помещении вековой давности. Как и в наши дни. Просто классические карты со временем трансформировались в казино, игровые автоматы и букмекерские конторы. И для этого в цифровом веке совсем необязательно отправляться в специальные, легальные и нелегальные, заведения.
Деградация Уйбаана как личности ярко показана – ему наплевать на страдания близких, пошатнувшееся из-за его пристрастия материальное положение некогда благополучной, по всей видимости, семьи. Лживые слова так и «выплевываются» из него на протяжении всего фильма в угоду сиюминутной ситуации.
При всем созданном отталкивающем аморальном образе Иннокентию Луковцеву удается мастерски удержать Уйбаана на уровне обаятельного авантюриста, вполне понятно и его желание обустроить личное счастье, в погоне за которым он выглядит так беззащитно и мило.
В целом актеры Сахатеатра блестяще справились со своей задачей, сделав зрителям прекрасный подарок. Спешите видеть!

Александра БУРНАШЕВА

Поделиться