3003

08 февраля 2017 в 12:30

Купец, меценат, попечитель образования

…На общей фотографии участников знаменательного съезда 1912 года в самом центре, слева от губернатора И.И. Крафта мы видим седовласого старца с бородкой и тремя наградами на сером кафтане. Это почетный инородец Оймяконо-Борогонского наслега Баягантайского улуса, купец первой гильдии, известный меценат, попечитель образования Николай Осипович Кривошапкин (второй ряд, слева – седьмой). Он был одним из приглашенных, почетных гостей первого инородческого съезда якутов…

Съезд, который стал крупным событием в жизни Якутской области, был проведен 25 августа – 2 сентября 1912 г. О том, как он проходил, население могло узнать из заметок в газете «Якутская окраина», которые писал председатель съезда В.В. Никифоров-Кюлюмнюр под псевдонимом «В.Васин». Опубликованы они были в восьми номерах газеты. В книге «Солнце светит всем» (составитель И.Е. Федосеев, 2001 г.), где представлены произведения, переводы, статьи, переписка В.В. Никифорова, газетные статьи объединены под общим заголовком «С инородческого съезда».

Так, мы узнаем, что заседания съезда 27 и 28 августа были посвящены обсуждению вопроса о способах ознаменования 300-летия царствования Дома Романовых.

В.В. Никифоров-Кюлюмнюр пишет по этому поводу: «Некоторые ораторы, указывая на недостаток образования среди инородцев Якутской области, предлагали образовать стипендии в высших, средних и низших учебных заведениях, некоторые предложили воздвигнуть памятник Первому Государю из Дома Романовых – Михаилу Федоровичу, нашлись и такие, которые предлагали устроить больницы и народные гулянья в дни торжества».

Участники съезда после продолжительных обсуждений пришли к заключению, что достойным памятником ожидаемого знаменательного события явилось бы учреждение в различных учебных заведениях нескольких стипендий для наибеднейших учащихся из инородцев Якутской области. Высказался по этому вопросу и почетный инородец Оймяконо-Борогонского наслега Баягантайского улуса Николай Осипович Кривошапкин.

Вот что пишет об этом В.В. Никифоров-Кюлюмнюр: «Присутствовавший на съезде почетный инородец Н.О. Кривошапкин заявил, что он, вполне сочувствуя цели учреждения стипендий и признавая таковые чрезвычайно полезными, жертвует со своей стороны на образование фонда для стипендии 500 р. Открытая затем запись лиц, желающих пожертвовать для означенной цели, дала сумму вместе с выше означенным пожертвованием – всего 1.067 руб. 60 коп.»

Сложным вопросом на съезде оказался выбор депутации на юбилейные торжества Дома Романовых. Председатель съезда В.В. Никифоров по поручению съезда обратился с просьбой к Н.О. Кривошапкину с предложением принять на себя обязанность представителя от инородцев Якутской области на предстоящих торжествах. На что, как написал позже в газете В.В. Никифоров, «Кривошапкин принес благодарность собранию за оказанную ему высокую честь, заявил, что его преклонный возраст, ему теперь 88 лет, лишают его возможности воспользоваться весьма лестным для него предложением лиц, к которым он питает глубокое уважение. <…> Для того же, чтобы съезд не принял его слова за уклонение от предстоящих расходов, сопряженных с поездкой в Россию, он жертвует на расходы снаряжаемой депутации 500 р. и предлагает собранию расход по этой поездке покрыть добровольными пожертвованиями. Собранием открыта запись добровольных пожертвований на это дело, которая дала вместе с пожертвованием г. Кривошапкина 1040 руб.».

Как отмечают сегодня историки, Николай Осипович хорошо понимал миссию депутации и значение ее работы в столице для дальнейшей судьбы народов Якутии…

Кто же был этот почетный инородец? Какими делами и поступками снискал уважение своих земляков? Как свидетельствуют исторические данные, Н.О. Кривошапкин родился в 1837 году в Оймяконо-Борогонском наслеге Баягантайского (ныне Оймяконского) улуса в урочище Тарын – Юрях в семье состоятельного якута. В молодые годы вел разгульный образ жизни, промотал большую часть подаренного отцом богатства. Но, когда в 1860 г. на Оймяконе от бескормицы пало 2136 голов скота, 363 семьи стали нищими, лишившись средств  к существованию, молодой Николай Кривошапкин роздал почти все остатки своего скота. Таким образом, он спас многих своих земляков от голодной смерти.

Впоследствии Николай Кривошапкин, как и предрекал его отец, исправился, взялся за ум – не имея образования, упорным трудом сумел организовать товарооборот, накопить первоначальный капитал и стать купцом.

В спецвыпуске «Саха – цивилизация на Полюсе холода» журнала «Международная жизнь», вышедшем в 1995 г., в своей статье, посвященной якутскому купцу Кривошапкину, историк С.И. Ковлеков пишет: «С середины 60-х годов он стал заниматься доставкой казенных грузов до Оймякона, дальше до Колымы, Момы, Аяна. Одновременно торговал привезенными товарами и раздавал их в долг. Население расплачивалось пушниной. Со временем вся пушнина этого обширного региона стала стекаться в амбары предприимчивого, энергичного купца. В иные годы на Якутской ярмарке он продавал до 3 тысяч шкурок лисиц, до 15 тысяч горностаевых, до 100 тысяч беличьих шкурок. Высококачественная оймяконская пушнина пользовалась большим спросом на Нижегородской ярмарке. Поэтому крупные торговые дома Якутии охотно и оптом покупали ее у Н.О. Кривошапкина».

Историк отмечает, что в магазинах Якутска Кривошапкин брал только нужные, полезные вещи для жизнедеятельности северных людей. Никогда не привозил в Оймякон всякие безделушки и спиртные напитки, хотя их сбыт и сулил баснословные барыши.

А кандидат исторических наук В.И. Пестерев в своей статье «Купец-меценат Н.О. Кривошапкин» отмечает: «Николай Осипович слыл справедливым, добрым, но требовательным человеком. В течение более чем полувека он снабжал всем необходимым жителей своего края. Бедняки часто обращались к нему с просьбой оказать помощь. Будучи гуманным и отзывчивым человеком, он никому не отказывал. Во многих случаях это делал безвозмездно. К людям относился уважительно, независимо от их общественного положения. Нажитый свой капитал не жалел для добрых дел и издерживал на дарения и пожертвования на разные нужды своего наслега, улуса, округа и области».

Так, в 1890-х годах на сооружение деревянной церкви в своем наслеге Н.О. Кривошапкин пожертвовал более 80 тысяч рублей золотом. В 1915 г. в Среднеколымске построил деревянную церковь. В 1917 г. в Якутске на культурные дела обществу “Саха омук” он пожертвовал большую сумму — 100 тысяч рублей. На эти деньги была приобретена богатая библиотека. В 1918 г. для строительства деревянных мостов по тракту Якутск — Оймякон пожертвовал улусу деньгами 10000 рублей.

Только благодаря бескорыстной помощи Н.О.Кривошапкина проводниками, лошадьми и провиантом, экспедиция И.Д.Черского, снаряженная Академией наук России в 1891 г., сумела успешно завершить геологические обследования бассейнов рек Индигирки и Колымы. За помощь науке Н.О. Кривошапкин был награжден орденом Святого Станислава 3 степени.

На средства Н.О. Кривошапкина строились церкви (в с. Оймякон и в Колымо – Зырянском затоне – часовни), приюты для бедных. Меценат помогал престарелым, больным и сиротам, платил подати целого наслега, создавал фонд помощи, построил несколько мостов, школ, библиотек.

Н.О. Кривошапкин поддерживал образование. Он говорил: «Молодой человек должен получить хорошее образование, потому как необразованный человек – равно слепой». Горожане, очевидно, помнят двухэтажное деревянное здание школы № 5 Якутска на углу улиц Орджоникидзе и Петра Алексеева. Оно было построено в 1912 г. на средства Н.О. Кривошапкина для обучения детей бедняков.

Как отмечает историк С.И. Ковлеков, «многие школы Якутского округа просили у мецената денежной помощи, и не было случая, чтобы он отказал в этом. Так, на постройку Мегино-Алданской школы он передал 150 рублей, Оймяконской школы – 350 рублей и т.д. Если посчитать все пожертвования на эти цели, то получился бы довольно длинный список. Кроме того, все юноши бедных родителей из Баягантайского улуса обучались на средства этого благотворителя. В 1913 г. он пожертвовал 10 тысяч рублей, на проценты от этой суммы он создал стипендиальный фонд для беднейших учащихся учебных заведений Якутска».

О том, что Николай Осипович всячески поддерживал народное образование, отмечает и кандидат исторических наук А.А. Павлов в своей книге «Губернатор И.И. Крафт». Якутская делегация, побывавшая на торжествах по поводу 300-летия Дома Романовых, представила министру народного просвещения Л.А. Кассо записку о том, что народное образование в Якутской области находится в наихудших условиях. Делегаты просили министра увеличить количество школ в сельских местностях, повысить жалование учителям, открыть параллельные якутские классы в Якутском реальном училище, но получили отказ. «На помощь пришли состоятельные люди, пожертвовавшие средства на дело просвещения народа. Известный оймяконский предприниматель Н.О. Кривошапкин выделил более 10 тыс. рублей на строительство сельских школ, детских домов…» – подчеркивает историк.

При царской власти Н.О. Кривошапкин был награжден золотой, тремя серебряными медалями от императора Николая II, золотыми часами Павла Буре. После революции всё своё состояние он передал советской власти и создал колхоз им. Калинина. Умер Николай Осипович в 1926 году в возрасте 95 лет.

Историк С.И. Ковлеков одним из первых поднял вопрос об увековечении имени Н.О. Кривошапкина. В 2001 году средней школе № 5 г. Якутска было присвоено имя мецената.

А 30 мая 2015 г. на территории школы состоялось торжественное открытие памятника-бюста знаменитому купцу-меценату, средства на изготовление и установку которого собирали всем миром. Поддержали идею не только Министерство культуры и духовного развития РС (Я), администрация Оймяконского района, индивидуальные предприниматели, но и рядовые жители Полюса Холода.

Ирина РОМАНОВА

Поделиться