2021

22 сентября 2017 в 14:17

Николай Эверстов: землевладелец и хлебороб

Во вновь возобновляемом выпуске цикла «Лики истории» сегодня рассказ еще об одном участнике Якутского областного инородческого съезда 1912 года, известном купце, крупном землевладельце и хлеборобе, человеке, который организовал одну из первых сельскохозяйственных артелей Якутии - Николае Тимофеевиче Эверстове (Кытаайынап о5онньор). На общей фотографии участников Инородческого съезда он стоит в пятом ряду пятым слева…

Оказалось, что сведений о Николае Тимофеевиче Эверстове, который в 1907-1908 годах избирался головой Мегинского улуса, совсем немного. Более-менее подробную информацию мы нашли в статье Н.М. Слепцова в пятом номере журнала «Курулгэн» за 2012 год. В ней автор собрал краткие справочные данные о каждом участнике Инородческого съезда 1912 года.
Так, мы узнаем, что Н.Т. Эверстов родился в 1862 году в Мегинском улусе (уроженец с. Тулагино), а вот дата его смерти неизвестна. В 1879 г. окончил 6 классов прогимназии. Примечательно то, что среди выпускников того года Николай Эверстов был единственным представителем народа саха.
Также в своих справочных сведениях Н.М. Слепцов упоминает о том, что Николай Тимофеевич успешно занимался сельским хозяйством. В 1900 году в Тулагино организовал крупное фермерское хозяйство по выращиванию пшеницы. А в 1919 году на своей земле, поскольку Эверстов был крупным землевладельцем, он организовал опытную молочную ферму.
Кроме этого, известно, что у заимки головы Мегинского улуса Н.Т. Эверстова в Тулагино в 20-х числах марта 1922 года красноармейцы под руководством Ивана Строда в ходе продолжительных боев разбили крупный отряд белых. Этот бой вошел в историю Якутии как «Бой у Эверстовской заимки».
Кстати, об этом упоминается и в энциклопедии «Город Якутск. История, Культура. Фольклор» (2007 г.) в разделе «Тулагино-Кильдямцы». Авторы В.М. Шаринова, П.П. Петров пишут: «Тулагинский наслег исстари входил в состав Мегинского улуса, а Кильдямцы – в Западно-Кангаласский улус. В начале XX в. в связи с избранием жителя Тулагинского наслега Эверстова (Кытайаан уола) головой улуса, инородная управа Мегинского улуса одно время находилась на территории бывшей Николаевки. В годы Гражданской войны заимка Эверстова оказалась в центре боев красных с белыми повстанцами. В результате кровопролитных боев здание инородной управы было сожжено. Ныне на этом месте стоит памятный знак…».

Здесь хотелось бы сделать небольшое отступление – на фотографии участников Инородческого съезда 1912 года Н.Т. Эверстов значится как «Н.Т. Эверстов – Кытаайынап о5онньор», а в статье Н.М. Слепцова после дефиса стоит «Кытаайап уола». Сам же Слепцов в конце справочного материала пишет, что в некоторых документах Эверстов значится как «Эверстов-Китаев». Думается, что это тема для отдельного расследования…
Интересную информацию о Николае Тимофеевиче Эверстове мы почерпнули из статьи заслуженного агронома РС (Я) Ильи Стрекаловского «Сир реформата сыыhа тэриллэр», которая была опубликована 14 ноября 1998 г. в газете «Саха Сирэ».

В частности, когда речь заходит о первых артелях Якутии, о том, как была организована их работа, автор статьи упоминает именно Н.Т. Эверстова. Он пишет об Эверстове, как о крупном землевладельце, хлеборобе, который на большой территории выращивал пшеницу и имел большое количество крупного рогатого скота, и о том, как этому богачу в 1915 году пришла идея организовать земледельческую артель. В 1918 году на тулагинской земле Николай Тимофеевич первым организовывает артель под названием «Суптуга», которая впервые в истории наслега и улуса провела общий посев пшеницы.
Вот что написал 17 ноября 1921 года в своей докладной записке в Губземотдел агроном М.И. Соловьев о Н.Т. Эверстове (книга «Кооперативно-колхозное строительство в Якутии (1917 – 1927 гг.)», Якутск, 1984 г.): «…главным руководителем и организатором за все время был Эверстов. Эверстов – крупный хлебороб. По его словам, он не хотел бросить свое пионерство в области сельского хозяйства, но так как у него не было возможностей передать это дело непосредственно своим наследникам, то он пришел к довольно парадоксальному исходу, если его рассматривать как богатого человека, – передать свое дело непосредственно народу. Как это ни странно, но возможно допустить, основываясь на странности человеческой психологии вообще, да и кроме того, тщеславие человека ищет свое проявление во всевозможных видах деятельности и славы. Эверстов не только крупный хлебороб, но в бытность – крупный арендатор…».

В статье Илья Стрекаловский также отмечает, что Н.Т. Эверстов передал в пользование артели 400 с лишним десятин собственной земли, в том числе 109,5 десятин пашен, а также бесплатно полный комплект сельхозтехники.
Артель «Суптуга» проработала восемь лет, до 1926 года. За это время происходили разные события, повлиявшие на ход истории – военный коммунизм, времена НЭП – но все это время артель продолжала свою работу.
Автор обращает внимание на то, что когда началась политика раздела земли между пайщиками, конечно же, все хотели получить хорошо разделанные земли, пашни. В 1925 году исполком Якутского округа издал указ о прекращении работы артели «Суптуга» и организовал комиссию по разделению общей земли. Но, изучив работу артели, 5 августа 1925 года комиссия вынесла решение, что указ не имеет оснований. Однако, получив протокол, исполком Якутского округа 7 августа издал указ о том, что комиссия должным образом не изучила вопрос, необходимо хорошо изучить вопрос на месте, привлечь к этой работе представителей инспекции из рабочих-крестьян, таким образом, организовать усиленную комиссию.
Также Стрекаловский приводит факты, которые говорят о довольно-таки успешной работе артели – к примеру, артель «Суптуга» продала в кооперативных магазинах прииска «Незаметный» 1023 пуда мяса. В 1924 году вырастила яровую рожь и продала ее в количестве 400 пудов, выручив при этом 1200 рублей. А за последние три года работы артель выручила 63543 рубля 86 коп. Но все это власти посчитали нарушением.
11 февраля 1926 года было изучено состояние дел в артели «Суптуга». В результате были выявлены недостатки – не организована отчетность, не проводится инвентаризация, правление артели не работает, всем ведает только Н.Т. Эверстов, у артели нет напитала, малое число членов артели, занятие торговлей, уход в предпринимательство. По результатам проверки исполком Якутского округа 16 марта 1926 года провел собрание и принял указ – ввиду того, что артель не отвечает кооперативным принципам, ее распустить.
Хотя артель «Суптуга», организованная Н.Т. Эверстовым, была закрыта властями, тем не менее, она стала пионером кооперативно-колхозного строительства в Якутии.
Безусловно, крупный землевладелец, хлебороб, организатор одной из первых сельскохозяйственных артелей Якутии, голова Мегинского улуса Николай Тимофеевич Эверстов был человеком прогрессивных взглядов. Один тот факт, что он стал участником Инородческого съезда 1912 года, говорит о многом.
30 августа 1921 года Н.Т. Эверстов был арестован Якутским Губчека “за контрреволюционную и антисоветскую работу”. Постановлением коллегии Якутского Губчека 12 сентября 1921 года осужден к двум годам принудительных работ.
Повторно арестован 21 августа 1922 г. Якутгубчека по обвинению “в контрреволюционных действиях”. 31 августа 1922 г. Н.Т. Эверстову была изменена мера пресечения на подписку о невыезде. Постановлением Якутгубчека от 5 сентября 1922 г. дело было прекращено за отсутствием состава преступления.
Николай Тимофеевич Эверстов был реабилитирован 13 марта 2000 года Заключением Прокуратуры РС (Я) по Закону РФ от 18.10. 1991 г.
Имя Н.Т. Эверстова внесено в книгу-мемориал «Книга памяти» о реабилитированных жертвах политических репрессий 1920 -1950-х годов…

Ирина РОМАНОВА

Поделиться