2227

28 октября 2017 в 13:44

Первый ученый-лингвист из народа саха

На общей фотографии участников Якутского областного инородческого съезда 1912 года мы видим, что первый ряд составляют преимущественно молодые люди. Среди них, в самом центре, шестым слева сидит коротко стриженый молодой человек в элегантном костюме, со шляпой на коленях. Это Семен Андреевич Новгородов - будущий первый ученый-лингвист из народа саха, создатель якутской письменности, педагог, просветитель. А в то время - это 20-летний молодой человек, только окончивший Якутское реальное училище, который, наряду со многими известными людьми, был приглашен на исторический съезд. Поскольку съезд проводился 25 августа - 2 сентября 1912 года, надо полагать, это было то время, когда Семен Новгородов только начинал работать учителем в селе Еловка Якутской области…

Вот что пишет известный исследователь А.Малькова – Клиорина в своей книге «Василий Никифоров. События. Судьбы. Воспоминания» о тех, кто принимал участие в инородческом съезде: «На съезд явились не только почти все уполномоченные общественные представители, не только все известные инородцы, проживавшие в Якутске, но и явилась в значительном числе инородческая молодежь, только что вступившая в жизнь, окончившая местное реальное училище, начальное; учителя и другие лица. А также принимали участие многие инородцы, приехавшие из разных улусов».
Как свидетельствует история, несмотря на молодость, Семен Новгородов принимал активное участие в обсуждении вопросов, которые ставились на съезде. К примеру, у А.Мальковой мы читаем: «Председательствующий Никифоров поднял на съезде один из главных вопросов – о землеустройстве, о достаточной для проживания якутов норме земли для пашни, покосов, выгонов. Сокольников ходатайствовал, чтобы при колонизации края и переселении русских крестьян не отбирать лучшие земли у якутов, заселять приезжих в незанятых землях; отвести пашни и покосы в достаточном количестве якутам, не вышедшим из скотоводческого хозяйства. 10 делегатов, в том числе, Р.И. Оросин, С.А. Новгородов, поддержали его предложение. Норму среднего земельного надела Сокольников предлагал в 30 десятин, Новгородов – в 60, Никифоров – «повышенную норму используемой земли», предложив «улусам представить материалы об этом депутации»»…
Будущий ученый-лингвист появился на свет 13 февраля 1892 г. в 2-ом Хатылинском наслеге Ботурусского улуса (ныне – Болтогинский наслег Чурапчинского улуса) в состоятельной семье. Родители его, Андрей Александрович и Анна Николаевна Новгородовы, были богатыми скотоводами. Семен был шестым из десяти детей.
Первые уроки мальчик получил у своего малограмотного отца, который кое-как обучил его русской азбуке. У местного псаломщика Андрея Винокурова Семен выучился четырем действиям арифметики, умению читать и переводить небольшие русские тексты. Затем два года он учился в частной школе ссыльного народовольца И.Т. Цыпенко в Чурапче. Полученная первоначальная подготовка дала возможность 13-летнему Семену в 1905 г. поступить в Якутское реальное училище. В эти годы он много читал, пользовался богатой библиотекой политссыльных, которой заведовал В.М. Ионов.
В энциклопедии «Чурапчинский улус. История, Культура. Фольклор» отмечается, что С.А. Новгородов рано понял бедственное положение родного народа, нищенский уровень его жизни, почти поголовную неграмотность. Еще учась в старших классах училища, Семен Новгородов высказывал неудовлетворенность существующей якутской письменностью, основанной на кириллице, которая, по его мнению, не имела глубоких традиций и единообразного оформления. Именно с того времени в нем стала зарождаться мечта о создании новой, более удобной и доступной письменности для приобщения широких масс якутского населения к грамоте.
В 1912 г. Семен Новгородов успешно окончил реальное училище. В течение года он учительствовал: сначала в с. Еловка Якутского округа, затем он был назначен учителем в Вилюйское Высшее начальное училище, где проработал 4 месяца. После этого С.А. Новгородов поступает в Петербургский университет на факультет восточных языков. Вначале он учится на арабско-персидско-турецко-татарском разряде факультета, но через год переходит на монголо-маньчжуро-турецкий разряд. В университете под руководством крупных русских специалистов-филологов Новгородов занялся научным изучением якутского языка. Он посещал лаборатории гипотез и теорий тюркологии и монголистики, занимался в кабинете экспериментальной фонетики проф. Л.В. Щербы, слушал курс лекций по якутскому языку видного русского тюрколога, академика А.Н. Самойловича.
Интересен факт, что, будучи студентом 1 курса, Новгородов стал участником Всероссийского съезда народных учителей и учительниц. С общероссийской трибуны молодой человек выступил со смелым в то время требованием создания якутской национальной школы с обучением детей на родном языке. Об этом упоминается в книге «Первые шаги якутской письменности», составленной родной племянницей С.А. Новгородова, профессором, доктором филологических наук Е.И. Коркиной. По мнению профессора Г.Г. Макарова, это было смелое выступление демократа, направленное против шовинистической, русификаторской политики царизма, образец защиты национальных интересов якутского народа на уровне всероссийского съезда…
С.А. Новгородов считал, что проблема массового распространения грамоты среди населения могла быть успешно разрешена только при максимально облегченных правилах пунктуации и орфографии. Отсюда полный его отказ от заглавных букв, знаков препинания и сугубо фонетический принцип правописания «пиши, как говоришь».
Во время учебы в университете Семен Андреевич знакомится со своей будущей женой, Марией Павловной Фелициной, которая училась на арабском отделении. 27 января 1923 года молодые люди поженились.
В своих воспоминаниях, опубликованных в книге Сэмэна Тумата «Лингвист Семен Новгородов», Мария Павловна пишет о том, что более всего волновало ее мужа: «Семен Андреевич всей душой хотел помочь своему народу; когда он говорил об этом, оживление появлялось на его лице, улыбка освещала его глаза, он горячо и быстро говорил о том, что народу нужна грамотность, люди из народа должны получать образование, стать настоящими людьми, ценящими знания, книгу… Первоочередная задача – дать якутскому народу алфавит. Семен Андреевич мог часами говорить о том, почему он считает нужным ввести латинский алфавит, какие знаки он выбрал для обозначения звуков якутского языка…».
Создавая новую национальную письменность, С.А. Новгородов положил в ее основу международную фонетическую транскрипцию системы французского профессора Пасси, частично переработанную профессором Л.В. Щербой. Доступность и совершенство этой транскрипции выгодно отличали ее от всех других письмен, и именно поэтому, считал С.А. Новгородов, можно будет наибыстрейшим образом приобщить население к грамоте.
Таким образом, массовое распространение письменности среди якутского народа стало возможным благодаря С.А. Новгородову, создавшему первый алфавит на языке саха. Вот что пишет об этом Сэмэн Тумат в книге «Лингвист Семен Андреевич Новгородов»: «На основе букваря В.М. Ионова, получив на то его личное разрешение, С.А. Новгородов совместно с Н.Е. Афанасьевым после соответствующих исправлений, дополнений и обработок в 1917 году выпустили в Якутской типографии первый букварь «Сахалыы сурук-бичик», который возымел громадное значение и получил самую деятельную поддержку молодой Советской власти. Результатом чего началась эпопея внедрения в жизнь целостной системы образования, многотрудная работа по его реформированию».
В 1922 году выходит второй якутский букварь, составленный под руководством С.А. Новгородова – «Бастааҥҥы сурук-бичик». В том же году в школах республики был введен якутский язык, а в 1923 году, благодаря неутомимой деятельности Новгородова в Петрограде, были отлиты якутские шрифты по его алфавиту. В том же году в свет вышли ещё один букварь «Сурук-бичик» и книга для чтения «Ааҕар кинигэ». В 1923 – 1924 гг. букварь был распространён по всей Якутии и широко применялся в местных ликбезах. Всего на новгородском алфавите до введения унифицированного новотюркского алфавита на латинской основе было издано более 200 книг, включая 30 учебников.
На первом историческом форуме тюркских народов в 1926 г. А.И. Софронов, А.А. Иванов – Кюндэ, В.В. Никифоров – Кюлюмнюр и другие участвовали как представители народа, имеющего свою азбуку, типографию, издающую книги, газеты и журналы на родном языке. В то время это было довольно редкое явление среди тюркских народов и являлось показателем прогресса и развития этноса.
С.А. Новгородов вместе с М. К. Аммосовым представлял Якутию в Народном комиссариате по делам национальностей. Он принимал участие в установлении границ ЯССР. Также Новгородов был избран Якутским губернским съездом ревкома в депутаты XI съезда РКП (б). Он умер в самом расцвете творческих сил 28 февраля 1924 года..
Его единственная дочь Елена Семеновна Новгородова – кандидат филологических наук, долгие годы работала в Институте народов Севера РГПУ им.А.И.Герцена, преподавала немецкий язык, несколько раз приезжала в Якутию.
С 1996 года 13 февраля, день рождения С.А. Новгородова, отмечается как День родного языка и письменности. Именем первого якутского лингвиста названа Чурапчинская средняя школа и национальное книжное издательство «Бичик».

Поделиться