2256

13 октября 2017 в 15:57

Два отца, два сына

На Якутском областном инородческом съезде 1912 года одним из трех делегатов от Мегинского улуса был писарь улусной управы Михаил Иванович Романов (на общей фотографии участников съезда - в пятом ряду первый слева), а приглашенным на исторический съезд был известный в Якутской области человек, голова Мегинского улуса Федор Маркович Слепцов (в том же ряду седьмой слева). Примечательно то, что впоследствии их сыновья стали известными в республике людьми: сын М.И. Романова, Иван Михайлович Романов, стал выдающимся ученым-историком, а сын Ф.М. Слепцова, Михаил Федорович Слепцов - первым агрономом из народа саха, получившим высшее образование.

«Был человеком прогрессивного ума»
Сведений о Михаиле Ивановиче Романове немного. Известно, что он родился в Холгуминском наслеге Мегинского улуса. Несмотря на крестьянские корни, смог получить образование – окончил 4 класса мужской прогимназии.
В основном, информацию о Михаиле Ивановиче можно найти косвенную, в материалах, посвященных его сыну – доктору исторических наук, профессору, заслуженному деятелю науки ЯАССР и РСФСР, одному из основателей высшей школы в Якутии Ивану Михайловичу Романову.
К примеру, в статье «Романов Иван Михайлович – пламенный оратор, крупный ученый, руководитель высшей школы республики» профессора Ю.Д. Петрова, опубликованной в журнале «Вестник ЯГУ» № 3 в 2009 году, мы можем прочитать: «Его отец был грамотным человеком, служил писарем улуса, активно участвовал в организации школ и постарался дать образование сыну».
Более подробную информацию, связанную с М.И. Романовым, находим в книге «Мэлдьэхси», вышедшей в 2010 году. В хронологии I Мельжехсинского наслега, которая относится к 1907 году, указывается, что в I Мельжехсинском наслеге в частном доме в местности «Куох Оттоох» 14 октября 1907 года открылась первая школа. Инициировали открытие школы и отстаивали данный вопрос перед властями голова Мегинского улуса Иван Дмитриевич Санников, писарь Мегинского улуса Михаил Иванович Романов и один из уважаемых людей наслега Иван Васильевич Кривогорницын-Бырыкы.
Также в данной хронологической справке упоминается – первым учителем в открывшейся I Мельжехсинской школе был Гаврил Васильевич Ксенофонтов, ставший впоследствии величайшим якутским историком и автором известных книг «Эллэйада» и «Ураангхай-сахалар». В школе учились 12 детей из 6 наслегов.
Но, оказывается, Михаил Иванович Романов был не только инициатором открытия I Мельжехсинской школы. В статье писателя Василия Васильевича Скрябина – Идэлги, посвященной его сыну, профессору И.М. Романову, в книге «Мегино-Кангаласский улус. История, культура, фольклор», отмечается: «Отец – Михаил Иванович Романов окончил четыре класса реального училища, работал писарем в Мегинской улусной управе, был человеком прогрессивного ума. Вместе с главой улуса И.Д. Санниковым много сил и энергии отдал открытию осенью 1907 г. 1-й Мельжехсинской школы, а с осени 1908 г. – Жанхадинской школы в местности «Атыыр Унуо5а».
Кстати, в книге «300 лет Жанхадинскому наслегу» по этому поводу находим небольшое уточнение – первым учителем в Жанхадинской школе, с 1908 по 1911 годы, работал Иосиф Артемьевич Хлебников. Затем его сменил Алексей Ильич Колодезников, который учительствовал в школе с 1911 по 1916 годы.
Также есть интересная информация о том, что спустя годы, зимой 1931 – 1932 годов, родной брат Михаила Ивановича, Иван Иванович Романов, во 2-м Холгуминском наслеге в алаасе Маарыйа по своей инициативе научил читать и писать около 20 взрослых и детей. И этот факт послужил толчком к открытию в 1932-1933 учебном году 2-й Холгуминской школы. Так что братья Михаил и Иван Романовы внесли большой вклад в дело просвещения родного народа.
Жена Михаила Ивановича, Степанида Ивановна Романова (Захарова), была неграмотной. Как отмечает В.В. Скрябин-Идэлги, дети Романовых умирали в раннем возрасте, в живых остались только четверо – Николай, Роман, Вера и Иван.
Говоря о сыне М.И. Романова, профессоре Иване Михайловиче Романове, писатель подчеркивает: «Действительно, жизнь, деятельность и творчество Ивана Михайловича масштабны и очень разнообразны. Он остался в памяти друзей, ученых-коллег и потомков как «образец служения родному народу, Якутии». Будучи патриотом, борцом и гуманистом, он всю свою сознательную жизнь пропагандировал и защищал от «левацких нападок» национальные традиции, культурное и литературное наследие классиков якутской литературы: А.Е. Кулаковского, А.И. Софронова, Н.Д. Неустроева, а также основоположника якутской советской литературы П.А. Ойунского. Много сделал И.М. Романов в области образования, культуры и искусства, будучи заместителем наркома просвещения и начальником управления по делам искусств при Совнаркоме ЯАССР, а также проректором Якутского педагогического института и Якутского государственного университета. Поэтому имя И.М. Романова – крупного историка и государственного деятеля – золотыми буквами вписано в историю республики».
По данным исследователей, писарь Мегинской улусной управы Михаил Иванович Романов скоропостижно скончался в июне 1918 года, предположительно, от аппендицита. А в то время его сыну Ивану было всего 8 лет. Но, несмотря на трудности и лишения, он сумел получить образование, впоследствии стал известным ученым Якутии. Безусловно, Михаил Иванович гордился бы своим сыном…

Дружил с известными политссыльными
О Федоре Марковиче Слепцове известно, что он родился в 1868 году, был головой Мегинского улуса, являлся представителем знатного рода Марковичей. Он был женат на дочери одного из видных уроженцев II Тыллыминского наслега Восточно-Кангаласского улуса Филиппа Лепчикова.
Состоятельные люди Тарагайского наслега – братья Федор Маркович и Иван Маркович Слепцовы были известны не только в своем улусе, но и в Якутской области. Они имели дружеские связи с известными политссыльными и представителями дореволюционной якутской интеллигенции. В частности, политический ссыльный, польский писатель-революционер В.Л. Серошевский в своем этнографическом труде «Якуты» дал большую информацию о Тарагайском населеге и опубликовал фотографию Марковичей. Известные якутские писатели – А.Е. Кулаковский и А. И. Софронов специально приходили в гости к Марковичам, гостя у них по несколько дней.
Федор Маркович Слепцов дружил с политссыльным С. Феохари, греком по национальности. Именно он помогал в Москве сыну Федора Марковича, Михаилу Слепцову, который впоследствии стал первым якутом-агрономом, окончившим Тимирязевскую академию.
В книге «Мегино-Кангаласский улус. История, культура, фольклор» можно также почерпнуть сведения о потомках Слепцовых: «От дочери Федора Марковича родился В.М. Новиков – Кюннюк Урастыров, а от дочери Ивана Марковича – Л.А. Попов, ставшие народными поэтами Якутии. Если к ним добавить И.Е. Слепцова-Арбиту, то от Слепцовых из Тарагайского наслега берут корни три великих якутских поэта – мастера живого слова».
О сыне Ф.М. Слепцова, первом якутском агрономе Михаиле Федоровиче Слепцове, мы находим информацию в статье Александры Захаровой «В надежде найти свет и знание (к истории высшего образования Якутии)» (журнал «Полярная звезда», № 6, 2001 г.): «Учился в частной начальной школе политссыльного В.М. Ионова и с его рекомендательным письмом к знакомым в 1905 году попал в Москву. Окончив 6-классную земледельческую школу, поступил в Московский сельскохозяйственный институт, бывшую Петровско-Разумовскую академию (ныне академия сельского хозяйства им. К.А. Тимирязева). Должно быть, он испытывал немалые трудности, имея семью, двух родившихся в Москве детей…».
В 1916 году, успешно окончив академию, Михаил Слепцов вернулся в Якутию. Работал старшим инструктором агрономической комиссии, впоследствии – агрономом в ряде районов Якутской АССР.
История свидетельствует: участники Якутского областного инородческого съезда 1912 года писарь улусной управы Михаил Иванович Романов и голова улуса Федор Маркович Слепцов были не только достойными представителями Мегинского улуса на историческом съезде, уважаемыми людьми в Якутском округе, но и хорошими отцами, воспитавшими прекрасных сыновей, которые внесли значительный вклад в развитие родной земли.

Поделиться