1671

22 марта 2018 в 20:01

Участник Сибиряковской экспедиции

Когда мы готовили предыдущий выпуск рубрики «Лики истории», рассказывающий о жизни и деятельности Пантелеймона Егоровича Готовцева, крупного знатока старины, первого исследователя Баягантайского наслега, который все свои собранные материалы передал участнику Сибиряковской экспедиции 1894-1896 годов Л.Г. Левенталю, обратили внимание на одну весьма интересную фотографию. Нашли мы ее в раритетной книге «Материалы по обычному праву и по общественному быту якутов», изданной в 1929 году, в которой Комиссией Академии Наук СССР по изучению Якутской АССР собраны материалы Сибиряковской экспедиции. На фотографии В.С. Келлермана, датированной январем 1895 года, среди именитых участников экспедиции во втором ряду вторым слева стоит единственный якут - Егор Дмитриевич Николаев II - Кыра Дьөгүөр…

Кем же был этот молодой человек и как он попал в знаменитую научно-исследовательскую экспедицию?
В 1894 году, на время начала Сибиряковской экспедиции, Егору Николаеву было 26 лет. К этому времени, после окончания Якутской мужской прогимназии, Егор Дмитриевич работает учителем, является «Почетным попечителем Чурапчинского народного училища».
Что касается того, как Е.Д. Николаев II оказался в составе Сибиряковской экспедиции, то история свидетельствует – в ее состав вошли чиновники, священники, а также известные политссыльные Э.К. Пекарский, Л.Г. Левенталь, Н.А. Виташевский, В.М. Ионов, С.В. Ястремский, В.И. Иохельсон, В. Г. Богораз, И.И. Майнов и др. Кроме этого, как отмечается в книге «Материалы по обычному праву и по общественному быту якутов», «в целях сближения с коренным населением края и для популяризации задач экспедиции среди якутов» новый правитель дел Восточно-Сибирского Отдела Русского Географического общества Д.А. Клеменц испросил у якутского губернатора В.Н. Скрипицына разрешение «пригласить к участию в экспедиционных совещаниях и в самих работах нескольких представителей зарождавшейся якутской интеллигенции, что, по взглядам бюрократии того времени, считалось чем-то новым и несколько смелым». Вот таким образом, в состав экспедиции и были введены «голова Дюпсюнского улуса Василий Васильевич Никифоров, письмоводитель Восточно-Кангаласского улуса Иван Герасимович Соловьев, интеллигентный родович Ботурусского улуса Егор Дмитриевич Николаев и из Баягантайского улуса Николай Симонович Слепцов».


Направления исследований были распределены следующим образом: Горинович и Николаев – по пище, одежде, жилищу, играм, развлечениям, народной медицине якутов, Майнов, Геккер, Кон – по демографии и антропометрии русских, якутов и тунгусов, Левенталь – по экономическому быту, Виташевский – по юридическому быту якутов, Пекарский, Ястремский, Ионов, Никифоров – по языку, домашнему, семейному быту, верованиям якутов, Дмитриев – по скотоводству, Попов – по нравам и национальному характеру якутов, Осмоловский, Некрасов, Слепцов – по звероловству и рыболовству, Ливадин – по ремеслам якутов, Иохельсон и Богораз – по антропологии, этнографии, экономическому быту, языку, фольклору и верованиям русских северян, якутов, ламутов, чуванцев и юкагиров, Ковалик – по экономическому положению якутов Олекминского и Киренского округов. В результате экспедиция собрала богатый материал по антропологии, языку, экономике, общественному строю, материальной и духовной культуре народов Якутии. Безусловно, в этом был вклад якутской интеллигенции, в том числе и Е.Д. Николаева II.
Родился Егор Дмитриевич в I Жоксогонском наслеге Ботурусского улуса (ныне Таттинский улус). По поводу года рождения источники разнятся – в книге «Чурапчинский улус. История. Культура. Фольклор» (2005 г.) годом рождения Егора Дмитриевича указывается 1869 год, а исследователь Н.М. Слепцов (журнал «Курулгэн», № 5, 2012 г.) ставит годом его рождения 1868-й…
По словам Н.М. Слепцова, усадьба Николаевых находилась в 5 верстах от Ытык-Кюеля, в местности Мэмэлдьин. Отца Егора Дмитриевича звали Дмитрий Николаевич Николаев, мать – Пелагея Стефановна. По некоторым данным, отец его был сыном зажиточного русского сельчанина Посельского. У Николаевых было двое сыновей. А в то время по якутскому обычаю, чтобы уберечь детей от злых духов, родители называли детей одинаковыми именами. Поэтому обоих сыновей родители назвали Егорами. Старший брат, Егор Дмитриевич Николаев I – Улахан Дьөгүөр, был старше Егора Дмитриевича II на 10 лет – родился в 1858 году.
Отец Дмитрий Николаевич старался дать своим детям образование. Поэтому оба Егора начальное образование получили в школе церковнослужителя Димитриана Попова, затем успешно окончили Якутскую мужскую прогимназию. Надо отметить, что братья были неординарными личностями своего времени, принимали активное участие в общественно-политической жизни Якутского округа, оба избирались головами Ботурусского улуса, что говорит о многом.
Одним из исследователей жизни и общественно-политической деятельности старшего брата Егора Дмитриевича II, Е.Д. Николаева I, является кандидат исторических наук Айсенэ Николаева. Историк отмечает, что Е.Д. Николаев I был выдающейся личностью среди якутов – окончил Иркутский госуниверситет, был письмоводителем, старшиной I Жоксогонского наслега, почетным блюстителем Чурапчинской народной школы, в 1885 г. был избран головой крупнейшего в Якутском округе Ботурусского улуса.
«Звездным часом Е.Д. Николаева следует считать его избрание, а затем участие в коронацион­ных торжествах императора Александра III. На коронационные мероприятия приглашали подданых со всех регионов России. Впервые в истории Якутии на коронацию был приглашен и депутат от народа саха», – отмечает Айсенэ Николаева.
Будучи в Санкт-Петербурге, Е.Д. Николаев I сумел вручить министру внутренних дел Российской империи графу Д.А. Толстому «Краткую записку о современном положении Якутского края», где были изложены основные пункты ходатайства от имени якутского народа. В ней Е.Д. Николаев I просил оказать помощь в подъеме экономики северного края, предоставить коренным народам некоторые права по самоуправлению областью, прекратить ссылку уголовников в Якутию. По возвращении из столицы Егор Дмитриевич копию «Краткой записки…» представил генерал-губернатору Восточной Сибири Д.Анучину…
Следует отметить, что Е.Д. Николаев I был другом В.В. Никифорова- Кюлюмнюр. Их дружба началась еще во времена учебы в Якутской мужской прогимназии. Общность интересов и взглядов на жизнь, общение с революционными деятелями, находящимися в ссылке – все это, безусловно, сыграло определенную роль в формировании личности Егора Дмитриевича – старшего. Также можно говорить и о том, что круг общения старшего брата, без всякого сомнения, оказал влияние и на формировании мировоззрения его младшего брата – Е.Д. Николаева II.
Исследователь Н.М. Слепцов отмечает, что в молодые годы Егор Дмитриевич-младший работал учителем в Байаҕантайской школе и Чурапчинском народном училище. В Черкехе и Чычымахе он открыл пансион для детей из бедных семей, чтобы они могли бесплатно учиться, оказывал им денежную помощь. За эти добрые дела Егор Дмитриевич, а тогда ему было всего 23 года, в октябре 1891 года, был удостоен звания «Почетный попечитель Чурапчинского народного училища».
Также по сведениям Н.М. Слепцова, Егор Дмитриевич оказал значительную помощь в работе академику Э.К. Пекарскому. А будучи головой Ботурусского улуса, в 1900-1903 годах он проводил большую работу среди населения, направленную против пьянства, азартных игр, таким образом, продолжал дело своего старшего брата.
Кстати, после трагической смерти старшего брата его дети, Мария и Виктор, остались на попечении Егора Дмитриевича. Фактически он заменил им отца, дал образование – Мария окончила Якутскую женскую гимназию, училась в Санкт-Петербурге на высших женских курсах, работала учителем. Примечательно и то, что М.Е. Николаева стала автором перевода пьесы «Манчары» В.В.Никифорова на русский язык. А Виктор стал юристом, окончил юрфак Киевского университета.
На Якутском областном инородческом съезде 1912 года голова Ботурусского улуса Е.Д. Николаев II был одним из 39 приглашенных гостей. На общей фотографии его можно увидеть в пятом ряду десятым слева.
В 1922 г. на улусном съезде интеллигенции в с. Черкех Егор Дмитриевич выступил с речью в поддержку Якутской автономии. Почетный родович Ботурусского улуса ушел из жизни в возрасте 63 лет, в 1931 году…

Поделиться