1985

27 сентября 2018 в 19:21

Последний голова Баягантайского улуса

Удивительно, но на старинной фотографии делегатов инородческого съезда 1912 года запечатлены три участника знаменитой Сибиряковской экспедиции, которая, проходила в 1894-1896 годах - это Василий Васильевич Никифоров, Егор Дмитриевич Николаев-II и Николай Симонович Слепцов. На фото видно, что Егор Дмитриевич (он стоит в пятом ряду десятым слева) по-братски положил свою руку на плечо стоящему на ряд ниже Николаю Симоновичу (четвертый ряд, десятый слева). Безусловно, работа в экспедиции в течение трех лет связала их крепкими узами дружбы. Но больше всего вызывает удивление тот факт, что из Баягантайского улуса в состав Сибиряковской экспедиции был введен именно Николай Слепцов, а ведь на момент начала экспедиции, молодому человеку было всего… 17 лет!

Организовывал сбор сведений по изучению быта якутов, выработал программы и руководил исследованиями известный этнограф, фольклорист Э.К. Пекарский. Направления деятельности были строго распределены между участниками экспедиции. В «Отчете Восточно-Сибирского отдела Императорского Русского географического общества за 1896 год», составленного правителем дел В.А. Обручевым (книга «Эдуард Пекарский в жизнеописаниях. Ч. І. Вып. 1. 1858-1905») мы нашли вот такую интересную информацию: «Под руководством Э.К. Пекарского собирали а) гг. Горинович и Николаев — сведения о жилище, одежде, и пище якутов; б) В. В. Никифоров — о семейном быте; в) гг. Некрасов, Осмоловский и Слепцов — об играх, увеселениях, звероловстве и рыболовстве…».
В книге «Баайа5а. Таатта улуhа» (составители Е.Д. Андросов, Т.И. Андросова, П.А. Андросов, 2003 г.), в которой освещается прошлое и настоящее Баягинского наслега Таттинского улуса, бывшего до начала XX в. улусным центром Баягантайского улуса – мы находим факты о том, что Николай Слепцов оказывал помощь экспедиции вместе с отцом, известным уолбинским купцом Симоном Васильевичем Слепцовым. Кроме этого отмечается, что они же оказали большую помощь Э.К. Пекарскому – были переводчиками, собирали фольклор.
Мы видим, что, несмотря на молодость, Николай Слепцов был человеком активной гражданской позиции. На следующий год после Сибиряковской экспедиции, в 1897 году, он принимает участие в другом общественно-значимом событии – в Первой всеобщей переписи населения Российской империи. Также есть сведения, что Николай Симонович был активным членом «Союза якутов». Но главное – в историю Н.С. Слепцов вошел как последний голова Баягантайского улуса – он возглавлял улус вплоть до 1917 года. Эти яркие факты из биографии Николая Симоновича показывают, какой незаурядной личностью он был.
Некоторые данные об этом удивительном человеке мы нашли у исследователя Н.М. Слепцова (журнал «Курулгэн», 2012, № 5). Так мы узнали, что Н.С. Слепцов был родом из с. Уолба Баягантайского улуса, родился в 1877 году, являлся единственным сыном купца С.В. Слепцова. Отец отдал его на обучение в домашнюю школу политссыльного В.М. Ионова. В молодости, в начале 1900-х годов, Николай два года работал писарем у известного купца, мецената, почетного инородца Оймяконо-Борогонского наслега Баягантайского улуса Н.О. Кривошапкина.
В другом источнике, книге «Баайа5а. Таатта улуhа», мы нашли сведения о матери Николая Слепцова – Вассе Фрументьевне Андросовой. Оказывается, она была из состоятельной семьи, родом из Баягинского наслега. Составители книги отмечают ее благородную внешность и величавость.
Став головой Баягантайского улуса, Николай Слепцов породнился с семьей известного богача Ивана Егоровича Оросина, взяв в жены его дочь Параскевью. Об известном роде Оросиных мы почерпнули информацию в книге исследователя Е.Д. Андросова «Оруоhуттар» (2000 г.). В главе, посвященной Егору Оросину, отмечается, что у И.Е. Оросина было двое сыновей (Иван-I, Иван-II) и дочь Параскевья. Параскевья Ивановна была на два года младше Николая Симоновича. Они поженились в 1899 году, когда Николаю было 22 года, а Параскевье – 20 лет. Как отмечается в этой книге, у супругов родилось 7 детей, и перечисляются их имена – Коля, Виктор, Надя, Иван, Маша, старшая Анна, младшая Анна. Однако, в другом источнике, в книге «Баайа5а. Таатта улуhа» называются несколько другие имена детей – Симон, Виктор, Надя, Маша, Лана, Иван.
В начале января 1922 года в г. Якутске и округе было введено чрезвычайное военное положение. Началась гражданская война. Николай Симонович и Параскевья Ивановна, спасаясь от раскулачивания, принимают решение переехать в Верхоянский улус. Супруги оставляют у брата Параскевьи, Ивана Ивановича Оросина I, своего, только что родившегося сына Ивана, в то время, как у самого Ивана Ивановича было 8 детей. По всей видимости, на этот шаг, их подтолкнула крайняя нужда и желание уберечь сына, поскольку они понимали, что долгую, изнурительную дорогу грудной ребенок мог просто не пережить. Поэтому младший сын Николая Симоновича, Иван, с малых лет воспитывался у Оросиных, практически став им сыном. Впоследствии Иван Николаевич окончил в Якутске пединститут, был участником Великой Отечественной войны. После войны работал в Якутске, выпустил несколько учебников. Старейший педагог, кавалер ордена «Трудового Красного Знамени», заслуженный учитель РСФСР Иван Николаевич Рожин умер в 1990 г. в Покровске.
С севера семья Слепцовых возвращается в 1930-х годах и сразу попадает под раскулачивание, все их нажитое имущество описывают. После такого удара Николай Симонович и Параскевья Ивановна переезжают в Якутск…
Подробнее о судьбах детей Н.С. Слепцова написала в 2001 г. в журнале «Илин» (№ 3-4) его внучка, дочь Ивана Николаевича Рожина, учитель физики Булгунняхтахской средней школы Людмила Ивановна Уварова. В своей статье «Остались лишь немногие фотографии…» она рассказывает, что младшая дочь Николая Симоновича, Анна Николаевна Модунская, работала в типографии, на почте, замуж так и не вышла. Она ушла из жизни в 1976 г, в 72-летнем возрасте. Еще один сын, Николай, умер в возрасте 23 лет, так и не успев обзавестись семьей. Дочь Надежда вышла замуж за Николая Сысолятина, у них родился сын Виктор. У Виктора двое детей – Сергей и Надя. В данное время они проживают за пределами Якутии. О других детях Николая Симоновича она ничего не знала…
Собрав воедино все имеющиеся материалы о Н.С. Слепцове, у нас все равно остались вопросы: сколько детей было у Николая Симоновича, почему семья переехала именно в Верхоянский улус, почему у родных детей – сына и дочери Николая Симоновича – разные фамилии (у сына – Рожин, у дочери – Модунская)… Ведь известно, что Анна Николаевна ни разу замуж не выходила, значит, поменять фамилию на мужнину не могла?
Мы решили попытаться найти внучку Николая Симоновича, Людмилу Ивановну Уварову, хотя, как мы уже отмечали, статья ее выходила аж в 2001 году, т.е. 17 лет назад. Искали через школу, через администрацию наслега. В конечном итоге, телефон Людмилы Ивановны помогла найти… коллега по нашей редакции Сахая Хорунова, которая оказалась тоже родом из Хангаласского улуса.
Вот так, наконец-то, в телефоне мы услышали голос прямой родственницы Николая Симоновича Слепцова!
– Сколько детей было у Николая Симоновича я точно не знаю, – говорит Людмила Ивановна. – Но моя тетя Анна Модунская, рассказывала, что бабушка Параскевья Ивановна родила 19 детей, но многие умерли во младенчестве. А до почтенного возраста дожили трое: Надежда, мой отец и Анна Николаевна. А фамилию свою, Слепцова, тетя поменяла на Модунскую, потому что ее много притесняли, называли «дочерью кулака». Поэтому она и придумала себе новую фамилию. Так и стала Анной Модунской. А история, почему отец не взял отцовскую фамилию Слепцов, такова: папа же воспитывался у дяди, Ивана Ивановича Оросина, а фамилия Оросин по-якутски звучит «Оруоhун». И как отец нам рассказывал, когда пришла получать документы, у него спросили фамилию, он ответил по-якутски: «Оруоhун». А с якутского на русский его фамилию перевели как «Рожин», так и записали в документах. А по идее, его должны были записать как «Оросин». Но по отцу он – Слепцов.
Что касается нашего вопроса о том, почему Николай Симонович и Параскевья Ивановна уехали именно в Верхоянский улус, Людмила Ивановна не смогла ответить, но согласилась с нашей версией: «Да, вполне возможно, что дедушка и бабушка уехали в Верхоянский улус, потому что их мог позвать Алексей Елисеевич Кулаковский – Өксөкүлээх Өлөксөй, который там в это время работал. Ведь они же были родственниками – Николай Симонович и Алексей Елисеевич были женаты на родных сестрах Оросиных».
Также Людмила Ивановна отметила, что Николай Симонович был знаком с Пекарским. «Когда великий ученый работал над составлением своего знаменитого «Словаря якутского языка», он упомянул о том, что Слепцов Николай Симонович ему помогал…», – сказала она.
Сама Людмила Ивановна по профессии – учитель физики. Сейчас работает в Табагинской средней школе. У нее трое сыновей и девять внуков – достойные продолжатели рода Уваровых, Рожиных, Оросиных, Слепцовых.
Как свидетельствуют источники, Николай Симонович Слепцов покинул этот мир в 1946 году…

Поделиться