3551

11 января 2019 в 16:28

Отец и сын Слепцовы

Они снискали почет и уважение своих земляков...
Пошел уже третий год, как наша газета занимается исследованием одной очень интересной, исторической фотографии, на которой запечатлены участники Якутского областного инородческого съезда, состоявшегося 107 лет назад - в августе-сентябре 1912 года. Вглядываясь в эти лица, понимаешь, что каждый из них был неординарной личностью, выражающий взгляды и идеи своего времени, представляющий свой улус на историческом съезде, и что каждый из них – это не только история республики, но и история отдельно взятого рода. Поэтому в январе 2017 года мы открыли рубрику «Лики истории», чтобы исследовать, найти и донести до наших читателей информацию - кем же были эти люди, достойные представители своего поколения и времени, жившие на рубеже XIX - XX вв. И надо отметить, что за два года исследований мы смогли найти интереснейшие материалы и рассказать на страницах нашей газеты о 25 делегатах и приглашенных гостях этого исторического съезда – о купцах, меценатах, которые в то трудное, дореволюционное время возводили церкви, открывали школы, известных князцах, головах улусов, участниках знаменитой Сибиряковской экспедиции и даже коронации Николая II. Но самое главное – на наши публикации стали отзываться родственники наших героев. Благодарили, удивлялись тому, что мы смогли найти так много информации об их близких людях - участниках съезда 1912 года. Так что в наступившем году мы продолжаем свою исследовательскую работу…

Вонифатий Харлампьевич Слепцов – Балапаат баай

Григорий Вонифатьевич Слепцов

На инородческом съезде среди приглашенных гостей был известный купец и меценат Вонифатий Харлампьевич Слепцов – Балапаат баай, а одним из восьми делегатов от Ботурусского улуса – его сын Григорий Вонифатьевич.
Нынешние потомки известного в республике, древнего, большого рода Слепцовых считают своим родоначальником именно Вонифатия Харлампьевича. Об этом пишет его правнук, исследователь, ветеран Гидрометслужбы Николай Михайлович Слепцов, который досконально изучил свою родословную. О своих знаменитых предках Николай Слепцов рассказал еще в 2003 году в газете «Саха Сирэ» в статье «Балапааттар – төрүт уус дьон». Также выходили его статьи в газетах «Якутия» (2001, 3 ноября, «Они тоже жили на переломе, только век назад»), «Кыым» (2009, 5 марта, «Былыргы хаартыска кэпсиир»), в журнале «Күрүлгэн» (2013, № 4, «Ырыа5а ылламмыт хаан уруу дьонум»). Также отметим, что именно Николай Михайлович стал первым, кто исследовал, собрал справочную информацию об участниках инородческого съезда 1912 года (журнал «Күрүлгэн», 2012, № 5), от которой отталкивались и мы в своих исследованиях. Также благодаря исследованиям Н.М. Слепцова удалось восстановить полный список участников инородческого съезда 1912 года.
Как пишет Николай Михайлович о своих предках, на протяжении многих веков род Слепцовых жил на аласах Ытык Тириитэ, Сөхпүт, что в десяти километрах от Ытык-Кюеля, вдоль речки Наммара. Его прадед, Вонифатий Харлампьевич Слепцов, родился в 1852 году в I Жохсогонском наслеге Ботурусского улуса (ныне Таттинский). Внешне он больше походил на свою мать, русскую крестьянку из Амгинской слободы Ефросинью Плотникову. Поэтому у Вонифатия Харлампьевича были рыжеватые волосы, крепкое телосложение. Благодаря своему недюжинному здоровью, способности переносить дальние дороги, с молодых лет он много ездил – занимался перевозкой грузов и товаров столичных торговцев с Охотска, Оймякона до Якутска, тем самым, нажил свое состояние. Также известно, что Вонифатий Харлампьевич работал подрядчиком на строительстве телеграфной линии Охотск – Якутск. И благодаря ему, жители наслега, его земляки, на протяжении нескольких лет имели работу с хорошим заработком.

Семья Слепцовых. Стоят – Михаил, Григорий Вонифатьевич. Сидят – Мария, Евдокия Иннокентьевна и Вонифатий. Якутск. 1913 год.

Вонифатий Слепцов отличался незаурядными организаторскими способностями, острым умом, умению ладить и находить общий язык с людьми. На родине о нем до сих пор сохранились воспоминания, как о человеке прямом, добром, честном, который никогда не притеснял бедных и неимущих. В родном наслеге и улусе Вонифатий Харлампьевич пользовался огромным почетом и уважением.
Исследователи-краеведы Е.Д. Андросов и Е.Ф. Кузьмина в своей книге «Татта ытык-бэлиэ сирдэрэ. 2 часть» (2008 г.), в статье «Боробул» приводят один пример: когда в Якутии начался призыв на фронт Первой Мировой войны, Вонифатий Слепцов написал письмо губернатору с просьбой запретить призыв местного населения на фронт, поскольку якутяне были заняты на поставке продовольствия для артелей золотодобытчиков Витима и Олекминского округа. Тем самым, Вонифатий Харлампьевич показал, что местное население востребовано для мирного труда, а не для войны.
Вонифатий Слепцов был женат на Марии Афанасьевне Сивцевой, старшей дочери богатого купца из II Жохсогонского наслега Афанасия Сивцева. Ее дед по материнской линии был известный Григорий Старостин, а прадедом – Василий Кардашевский – Додор кулуба. Николай Слепцов отмечает, что его прабабушка Мария Афанасьевна была женщиной грамотной – умела свободно читать, писать, ее словам люди верили, ей доверяли. Проезжающих путников Мария Афанасьевна приглашала к себе домой, кормила, потчевала, чем могла. До преклонных лет она заботилась о родственниках, молодежь и своих работников держала в строгости.
Также исследователи Е.Д. Андросов и Е.Ф. Кузьмина в первой части своей книги, в статье «Ытык Тириитэ» отмечают, что Мария Афанасьевна любила читать книги, не делила людей на богатых и бедных. Когда приходили батраки – хамначчиты, она сажала их обедать за один стол со знатью наслега, на что богатые сородичи обижались на нее. Ей иногда говорили, что она их унизила, посадив за один стол с батраками. На что Мария Афанасьевна отвечала: «Бог создал всех едиными, и не вина бедного, что он бедный, в этом есть ваша вина».
Семья Слепцовых была очень гостеприимной. Каждое лето у них собиралось много родственников, молодежи и для них Вонифатий Харлампьевич и Мария Афанасьевна устраивали встречи, игры с песнями, тойуками, таким образом, они объединяли, сплачивали свой род. К ним в Наммару часто заезжал и Алексей Елисеевич Кулаковский. Николай Слепцов отмечает, что одно время он вместе с Вонифатием Харлампьевичем работал на строительстве телеграфной линии. Алексей Елисеевич много переписывался и с сыновьями Балапаата.
Также стоит отметить еще один момент – в те времена в традицию якутской интеллигенции вошло увлечение шахматами. Поэтому в семье Слепцовых шахматы стали семейным увлечением, а заложили эту семейную традицию, конечно же, Вонифатий Харлампьевич и Мария Афанасьевна. До наших дней дошло даже их фото у столика в форме шахмат, бережно сохраненное их потомками. Эту фотографию мы нашли в интернете. Праправнук Слепцовых, сын Николая Михайловича Слепцова, под ником «Gim-in» также рассказал на Ykt.ru о своих знаменитых предках, сопроводив уникальными, старинными фотографиями из семейного архива.
Также, забегая вперед, скажем, что известный шахматист из народа саха Вонифатий Григорьевич Слепцов является внуком Вонифатия Харлампьевича. Он начал играть в шахматы с 6 лет. Говорят, Вонифатий никогда не расставался с шахматами, даже на охоту брал с собой дорожные шахматы. Как пишет Н.М. Слепцов, в 1925 году в одном из писем брату Михаилу из Москвы он написал о шахматной партии, сыгранной с 14-летним М. Ботвинником. Партия эта закончилась вничью.

Вонифатий Харлампьевич и Мария Афанасьевна Слепцовы.

Вонифатий Харлампьевич и Мария Афанасьевна прожили вместе полвека, родили и воспитали 3 сыновей и 5 дочерей, всех поставили на ноги, дали образование. Все три сына – Григорий, Терентий и Петр – были очень работящими, образованными людьми, с передовыми взглядами. Их хорошо знали и уважали не только в улусе, но и в столице.
Как мы уже говорили, на Якутском областном инородческом съезде Вонифатий Харлампьевич принимал участие со своим старшим сыном Григорием. Краеведы-исследователи Е.Д. Андросов и Е.Ф. Кузьмина в первой части книги «Татта ытык-бэлиэ сирдэрэ» (2007 г.) пишут, что старший сын В.Х. Слепцова, Григорий Вонифатьевич, родился в 1874 году. Окончил реальное училище, многие годы работал уездным судьей 7-го участка в своем улусе. Кстати, небольшие сведения о Г.В. Слепцове мы нашли на сайте Чурапчинского районного суда. В статье председателя суда И.И. Винокурова, которая посвящена истории судебного органа, читаем: «По документам Президиума Верховного Совета ЯАССР, юстиции ЯАССР, Наркомата юстиции ЯАССР  в Якутии народные суды основаны в 1920 году. В марте того года в Якутской области вместо губернского суда созданы 19 судебных участков, среди них 8-й участок, в состав которого входит Таттинский и Ботурусский улусы, центром назначено село Чурапча. А в новом расписании от июля 1920 года указано, что в состав 7-го участка входят Ботурусский, Таттинский, Баягантайский улусы, центром было село Черкех Таттинского улуса и кандидатом на должность судьи назначен Слепцов Григорий Вонифатьевич». Из этого можно сделать вывод, что Г.В. Слепцов был одним из первых судей Якутии.
Николай Слепцов в своих статьях отмечает, что его дед, Григорий Вонифатьевич Слепцов, с молодых лет принимал активное участие в общественной жизни улуса, несколько раз избирался родовым старостой, поэтому уже в 23 года он получил звание «Почетный инородец». Принимая участие в 1912 году в работе Якутского областного инородческого съезда, он выступал два раза. Историк Семен Ковлеков в своей книге «В.В. Никифоров и съезд якутов 1912 года» (1996 г.) пишет: «Делегат от Ботурусского улуса Григорий Вонифатьевич Слепцов предложил написать книгу об истории якутского народа в связи с 300-летием царствования династии Романовых. В.В. Никифоров сказал, что за такую работу мог бы взяться преподаватель Духовной семинарии В.В. Попов, имеющий навык в этом деле. Идею поддержал А.Е. Капитонов». По поводу идеи, предложенной известным общественным деятелем Г.В. Слепцовым, другой историк Наталия Дьяконова в книге “Якутская интеллигенция в национальной истории: судьбы и время (конец XIX в. – 1917 г.)” (Новосибирск, 2002 г.) отмечает: “Делегаты не пришли к единому мнению о том, будет ли это научное издание или популярное, и решили отложить вопрос до следующего съезда. В любом случае идея создания письменной истории своего народа свидетельствовала о росте национального самосознания”.
Григорий Вонифатьевич взял в жены дочь первого адвоката из якутов Иннокентия Степановича Говорова. Евдокия Иннокентьевна получила хорошее воспитание, окончила женскую прогимназию, была женщиной высокой культуры, земляки ее очень уважали. Слепцовы построили дом в аласе Сөхпүт и прожили там всю жизнь. По словам Николая Слепцова, «это была семья, стремившаяся к просвещению и сознававшая значение духовной культуры». Поскольку Григорий и Евдокия были людьми образованными, у них была очень богатая библиотека. Григорий Вонифатьевич выписывал периодические издания из центра – «Ниву», «Живописную Россию» и другие журналы, а также книги классиков русской литературы. К тому же семья пользовалась новинкой того времени – проекционным аппаратом со множеством диапозитивов на различные темы. Слепцовы вели переписку со многими представителями якутской интеллигенции. У них часто гостил Всеволод Михайлович Ионов. Григорий Вонифатьевич много переписывался и с В.В. Никифоровым-Кюлюмнюром. Авторы отмечают, что сегодня из этой переписки сохранилось 2-3 письма, но и это о многом говорит.

Большая семья Слепцовых. Наммара. 1907 год.

Также известно, что в 1922 году Григорий Вонифатьевич принимал участие в работе I Всеякутского учредительного съезда Советов, который, как известно, имел огромное историческое значение в формировании и развитии государственности Якутии.
У Григория Вонифатьевича и Евдокии Иннокентьевны было трое детей – Михаил, Мария, Вонифатий. Всем родители дали образование: младший сын, талантливый шахматист, неоднократный чемпион республики Вонифатий Григорьевич окончил Иркутский пединститут, дочь Мария Григорьевна – Якутский педагогический техникум, а самый старший сын Михаил Григорьевич (отец Н.М. Слепцова) после окончания реального училища учился в Москве, в университете Шанявского, но в 1917 году из-за октябрьских революционных событий ему пришлось остановить учебу. Вернувшись на родину, М.Г. Слепцов работал в судебно-следственных органах.
В 1927 году Григорий Вонифатьевич подвергся раскулачиванию. Это было время, когда забывались прежние заслуги и добрые дела человека…
Также в республике хорошо известен младший сын Вонифатия Харлампьевича – Петр Вонифатьевич Слепцов. Он был человеком широко образованным, отличался глубоким умом. Как отмечают потомки, с молодых лет Петр Вонифатьевич сблизился с представителями якутской интеллигенции, вместе с В.В. Никифоровым-Кюлюмнюром участвовал в организации и работе “Союза якутов”, по этому делу был арестован в 1906 г. Также он был делегатом учредительного съезда Советов, четырежды избирался членом ЯЦИК. Кроме этого, Петр Вонифатьевич был фольклористом, этнографом, одним из первых фотографов из якутов. В 1924 году, вместе со своим двоюродным братом Анемподистом Ивановичем Софроновым, организовал большую этнографическую экспедицию по Жиганскому и Булунскому районам. А с 1927 года Петр Вонифатьевич несколько лет плодотворно работал начальником этнографического отряда Хатанго-Анабарской комплексной экспедиции АН СССР, которая работала на территории Анабарского, Оленекского районов и Красноярского края. Умер П.В. Слепцов в 1932 году, заболев во время командировки в Ленинград.
Средний сын В.Х. Слепцова, Терентий Вонифатьевич, разбогател, женившись на единственной дочери рыбопромышленника К.Д. Спиридонова. Во время советской власти был раскулачен.
Сегодня среди потомков Слепцовых очень много достойных, состоявшихся, известных людей, которые своим ежедневным, неустанным трудом продолжают славные традиции своего древнего рода…

Поделиться