2390

17 мая 2019 в 18:57

Глава Ботурусского улуса Михаил Шеломов

Могучий, крепкий, сильный – настоящий якутский богатырь, к тому же, исполинского роста – 1 м 82 см! Таким был меценат, общественный деятель Михаил Степанович Шеломов, который в течение 6 лет возглавлял Ботурусский улус. На Якутском областном инородческом съезде 1912 года он был одним из девяти делегатов, представлявших данный улус. На съезде был награжден юбилейной серебряной медалью в честь 300-летия правления династии Романовых. На исторической фотографии Михаил Степанович стоит в третьем ряду девятым (слева направо).

Родился Михаил Степанович Шеломов – Солуомап Баай в Алагарском наслеге Ботуруссского улуса в семье богатого якута. По некоторым данным, датой его рождения является 1876 год. Его отец, Степан Иванович Шеломов на протяжении многих лет княжил в родном Алагарском наслеге. В этой должности в 1903 году сын сменил отца. А в 1912 году, когда Ботурусский улус разделился на 3 самостоятельные административно-территориальные единицы, Михаила Шеломова избрали главой улуса.
В книге «Алаҕар нэhилиэгэ» (2010 г.), в которой как раз и повествуется об истории наслега, подробно описывается деятельность отца и сына Шеломовых (только фамилия почему-то пишется через «о» – «Шоломов»). Так, об отце Михаила Шеломова говорится: Степан Иванович в своем наслеге князем избирался с 1867 по 1900 годы, т.е. он княжил на протяжении 33 лет, пользовался огромным уважением и поддержкой жителей Алагарского наслега. До этого Степан Шеломов два года был выборным головой Ботурусского улуса. Авторы книги отмечают, что, будучи князем, Степан Иванович большое внимание уделял своевременной уплате налогов жителями наслега, старался, чтобы они не голодали, не бедствовали и жили более-менее зажиточно.
За свое усердие С.И. Шеломов был награжден двумя медалями: одна была на Станиславской ленте, другая – на Аннинской. Также имел Похвальный лист Якутского Областного Правления за разведение породистых лошадей и жетон «в память Священного Коронования их Императорских Величеств Государя Императора Александра III и Государыни Императрицы Марии Федоровны».

Участники первого съезда органов якутского самоуправления. В четвертом ряду первый – М.С. Шеломов. Якутск, 1904 г.

В этой же книге отмечается, что после разделения улуса главой был избран образованный, умный, деятельный, человек, обладающий организаторскими способностями, умеющий ставить и решать задачи, доводить дело до конца, князь, достигший больших результатов в своем наслеге, сын С.И. Шеломова – Михаил Степанович Шеломов. А надо сказать, что выборы главы Ботурусского улуса всегда проходили в острой конкурентной борьбе. В начале XIX века глава улуса, два выборных главы – его заместители, писарь избирались на два года. Глава избирался путем открытого голосования и утверждался в должности окружным исправником. Выборы проходили в каждом наслеге отдельно, в них участвовали мужчины, которые имели свое хозяйство, держали скотину, а не имеющие хозяйства и женщины не имели права голоса. Так что то, что М.С. Шеломова избрали главой Ботурусского улуса, свидетельствует о его большом авторитете среди населения, уважении и доверии людей.


За 6 лет руководства Михаил Шеломов сделал очень многое для развития Ботурусского улуса: организовал борьбу против засухи – спуск озер, орошение покосов, расширил посевы зерновых и сенокосные угодья путем осушения озер, увеличил поголовье лошадей, занимался разведением карасей в озерах, а также всячески помогал землякам, большое внимание уделял повышению уровня жизни населения улуса.
Значительной была роль М.С. Шеломова и в проведении телеграфной линии Якутск-Охотск. Вместе с Ильей Дмитриевичем Башариным и другими богачами он брал подряды на рубку просеки, заготовку столбов в 1910-х годах.
М.С. Шеломов был состоятельным человеком, занимался огородничеством, хлебопашеством, скотоводством, у него было крупное скотоводческое хозяйство, имел около 300 голов рогатого скота и 500 лошадей, держал свиней, кур, кроликов.

 

Выборы главы Ботурусского улуса всегда проходили в острой конкурентной борьбе, в каждом наслеге отдельно. В них участвовали мужчины, которые имели свое хозяйство, держали скотину, а не имеющие хозяйства и женщины не имели права голоса.

 

Внучатый племянник Михаила Шеломова Петр Баишев как-то рассказал («Кыым», 10 марта 2016 г.), каким человеком и личностью был его знаменитый родственник. Оказывается, его отец всегда хорошо отзывался о Михаиле Шеломове, рассказывал, что он был очень умным, отзывчивым, мягким человеком, занимался разведением крупного рогатого скота, лошадей, многих людей поставил на ноги, помог создать семьи. После тяжелой зимовки всегда помогал нуждающимся землякам сеном, дровами и продовольствием. Также Шеломов очень многих молодых людей наделял землей, помогал им живностью в виде коров и лошадей, а также в строительстве жилья и коровников для того, чтобы они быстрее могли создать свои семьи и жить на своих аласах. Так, благодаря Михаилу Шеломову, в северных наслегах Ботурусского улуса улучшилось жизненное положение многих его земляков.
Как свидетельствуют исследователи, Михаил Степанович внес большой вклад в становление народного образования – будучи главой улуса, он, как никто другой, понимал важность получения молодыми людьми образования, поэтому отдал этому много сил. Так, в декабре 1912 года состоялось собрание родоначальников и доверенных наслегов Ботурусского улуса. Его участники говорили о том, что улус отстал в культурном отношении от соседних улусов – Таттинского, Амгинского и Мегинского. Если эти улусы уже тогда имели по три и более школы, то в Ботурусском улусе существовала только единственная Чурапчинская одноклассная школа. В связи с этим, собрание решило добиваться открытия в Чурапче двухклассного начального училища, собирать добровольные пожертвования на строительство нового типового здания для этой школы. И, бесспорно, большую роль в решении этого важнейшего для Ботурусского улуса вопроса сыграл голова улуса М.С. Шеломов.


Как отмечает краевед К.К. Пермяков в своей книге «125 лет Чурапчинской средней школе им. С.А. Новгородова» (1997 г.), с февраля 1913 года началось строительство школы, и уже к 1 октябрю того же года оно было закончено. Так открылось Чурапчинское двухклассное училище.
По этому случаю Чурапча и Якутск обменялись приветственными телеграммами. Заседатель Корякин, голова Ботурусского улуса Михаил Шеломов отправляют инспектору народных училищ Владимиру Петровичу Васильевскому телеграмму: «Оконченное здание двухклассной школы сегодня молитвами святой церкви при многочисленном стечении народа освещено, с чем имеем честь поздравить Вас». На что Васильевский отвечает: «Приветствую открытием двухклассного училища, окончанием постройки нового здания. Сердечно благодарю Вас, благодарю все население улуса за дружную работу, желаю процветания училищу».
В двухклассной школе русский язык и арифметика изучались по расширенной программе, кроме того, давались сведения по истории, естествознанию и географии России. Уже в конце 1913 года Ботурусский улус заявил о своем желании открыть у себя высшее (четырехклассное) начальное училище…
Как отмечается в книге «Чурапчинский улус. История, культура, фольклор» (2005 г.), в 1917 году вместе с С. Иннокентьевым Шеломов ввел старую систему управления улусом под названием народная управа. И главой нового образования был назначен Носов Михаил Михайлович. Для создаваемого в Ботурусском улусе Земского управления это создало большие препятствия, за что Шеломов был арестован. В целом, после Октябрьской революции 1917 г. он подвергался аресту трижды.
Также в книге отмечается, что Михаил Шеломов во время смутного времени Гражданской войны, не принял ничью сторону – ни сторону красных, ни сторону белых. Он, вообще, был неординарным человеком. Выражалось это и в его политических взглядах. Как пишет исследователь Николай Слепцов («Курулгэн», № 5, 2012), по своим политическим убеждениям он был монархистом и русофилом, показывал свою приверженность, преданность самодержавию и царю. После революционных событий 1905 г. создал «Союз истинно русских якутов». А боролся этот Союз, как отмечается в «Энциклопедии Якутии» (Москва, 2000 г.), «против обучения детей на родном языке в улусах, открытия якутских школ, организации съездов представителей якутских улусов в Якутске».


В 1928 году М.С. Шеломов был репрессирован, сослан в Соловецкий лагерь особого назначения на 3 года.
Вот уже на протяжении многих лет исследованием судьбы М.С. Шеломова и других репрессированных якутян занимается известный писатель, драматург Василий Егорович Васильев – Харысхал. В газете «Саха Сирэ» 11 января 2003 года была опубликована его статья «Каэр» Софронов, «Соэл» Шеломов уонна да атыттар – «үлэhит норуот өстөөхтөрө», посвященная М.С. Шеломову и якутскому поэту, прозаику, основоположнику якутской драматургии А.И. Софронову – Алампа, которые в 1927-1928 годах подверглись репрессиям и были приговорены к заключению в Соловках. Напомним, Соловецкий лагерь особого назначения был крупнейшим в СССР исправительно-трудовым лагерем, действовавшим в 1920-1930 годах, и который располагался на территории Соловецких островов.
Из Якутии в Соловецкий лагерь по железной дороге тогда прибыло 172 человека. Их сразу же бросили на самые тяжелые работы, которые продолжались сутками, на перерыв им давали всего четыре часа. Не все якутяне смогли пережить изнурительный, тяжелейший труд, постоянный голод, нечеловеческие условия пребывания. Для многих первая зима в Соловках стала последней…
Анемподист Иванович Софронов был арестован в 1927 году по сфабрикованному обвинению, приговорен к 5 годам заключения в Соловках. 30 января 1928 г. по вмешательству видного советского деятеля Емельяна Ярославского заключение было заменено ссылкой на 5 лет в Архангельской губернии, затем в г. Иркутске.
Как пишет в своей статье Василий Харысхал, личные дела заключенных Соловецкого лагеря были разбросаны по архивам разных городов, поэтому ему пришлось искать архивные документы в Новосибирске, Архангельске, Мурманске и в Республике Карелия. Сведения о главе Ботурусского улуса М.С. Шеломове писатель нашел в Петрозаводске, причем, работая в трех разных архивах города. Так, в Архиве Информационного центра МВД по Республике Карелия он разыскал документы Управления Соловецкими Лагерями ОН ОГПУ – регистрационный листок № 17180 М.С. Шеломова и анкетные сведения, заполненные самим Михаилом Степановичем 28 июля 1928 года.
В регистрационном листке, в графе «Особые приметы» можно прочитать: «Рост 1 м 82 см, цвет волос черный, части зубов нет. Левая рука в суставе кисти вывихнута, ноги в черных пятнах». А в анкетных сведениях значится: «Возраст – 67 лет, сословие – крестьян, национальность – якут, партийность – беспартийный, семейное положение – женат, жена – Анна Федоровна, дети – родных нет, воспитанник Иннокентий 14 лет, образование – малограмотный, под судом не состоял, родной язык – якутский, знает ли русский язык – знает, какую профессию считает основной – скотовод»…
Кроме этого, некоторые архивные документы о М.С. Шеломове Харысхал нашел в Национальном архиве Карелии – а именно, аттестационную справку Якутского Центрального Домзака и санитарную карточку на заключенного М.С.Шеломова. Большой интерес представляет и еще один документ, найденный в Архиве Информационного центра МВД по Республике Карелия – выписка из протокола Центральной аттестационной комиссии УСЛОН от 18 августа 1929 г. № 6.
Комиссия приняла жесткое решение по отношению к М.С. Шеломову: «За недостаточной дисциплинированностью срок не сокращать». По всей видимости, не такой был человек Михаил Шеломов, чтобы сломиться, подчиниться обстоятельствам, и его сильную волю не сломил даже лагерь в Соловках. Василий Харысхал пишет, что в его личном деле внизу кто-то размашисто красным карандашом написал: «Умер 26.V.30»…
Сегодня потомки М.С. Шеломова не забывают традиции, заложенные их предком. Так, в его родном Алагарском наслеге родственники и земляки в наш век современных технологий решили возродить традицию сенокошения традиционной ручной косой. Репортаж с такого праздника был опубликован в газете «Саха Сирэ» 30 июля 2009 года. А посвящен был этот праздник памяти М.С. Шеломова, в его честь земляки поставили сэргэ. Почетными гостями стали писатель, драматург В.Е. Васильев-Харысхал и артист Сахатеатра, выходец из Алагарского наслега Геннадий Турантаев, который в спектакле, поставленном по пьесе Харысхала, исполнил роль Михаила Шеломова.
Как отмечает Василий Харысхал, хотя имя М.С. Шеломова старались очернить клеймом «ярый реакционер», идея Шеломова о единстве России, даже спустя век, обрела новое дыхание и пока будет Россия, эта идея будет жить…

Ирина РОМАНОВА

Поделиться