755

16 февраля 2018 в 10:16

Эксклюзив – на поток!

За два последних года число якутян, получивших высокотехнологичную медицинскую помощь, выросло в 1,5 раза. Причем, почти 62% пациентов она была оказана в местных больницах. Много это или мало, и какие перспективы у медицины высоких технологий в Якутии?

Объемы растут

Человек к хорошему привыкает быстро. Потому сегодня, наверное, уже вряд ли кто помнит, что начиналось все с малого. В 2007 году высокотехнологичную медицинскую помощь (ВМП) в рамках госзаказа на своей базе выполняли всего две больницы Якутии – Медцентр и РБ№2-ЦЭМП, начав с 210 квот.
За 10 лет объемы ВМП за счет софинансирования из федерального бюджета выросли в 18 раз: с 210 до 3925 пациентов. А число местных ЛПУ, которые выполняют ВМП, увеличилось до семи: к Медцентру и РБ№2-ЦЭМП добавились республиканские онкологический и кожно-венерологический диспансеры, офтальмологическая больница и т.д. Благодаря этому удалось переломить соотношение числа пациентов, получающих такую помощь в Якутии и за ее пределами. Если раньше в центральные клиники приходилось отправлять до 80% больных, то к 2017 году их число сократилось до 37%. Более 62% больных адекватную высокотехнологичную помощь теперь получают, не покидая регион.
Впрочем, растут и объемы ВМП в целом: в 2017 году такую помощь в центральных и местных клиниках получили более 6 тысяч якутян (в 2014 году – 4979 чел.).
Как заметил министр здравоохранения Якутии Михаил Охлопков, который привел эту статистику, во многом это стало возможным благодаря тому, что в последние годы удалось добиться заметного увеличения финансирования такой помощи от федерального центра. «ВМП финансируется из 3 источников: федерального и регионального бюджетов, а также ОМС. Если с 2014-го на 2015 год дополнительная субсидия Фонда ОМС составляла 400 млн рублей, то с 2016-го на 2017 год мы добились дополнительную субвенцию для территориальной программы ОМС уже в размере 4 млрд 900 млн рублей», — сказал он, добавив, что огромным подспорьем для бюджета стало то, что теперь в ОМС «погружены» такие дорогостоящие процедуры, как гемодиализ, эндопротезирование суставов, ЭКО и т.д.

Количество – в качество

Кстати, об ЭКО. Наша газета уже писала о том, что в минувшем году перед отделением вспомогательных репродуктивных технологий (ОВРТ) Республиканской больницы №1 – НЦМ была поставлена задача повысить эффективность экстракорпоральных имплантаций до 30%. Задача, надо сказать, весьма амбициозная, особенно если учесть, что эффективность ЭКО в Якутии до этого не подымалась выше 18%. Однако на сей раз вложенные средства и приложенные усилия результат дали.
— Мы увеличили число имплантаций, что одновременно повысило эффективность. Другими словами, количество перешло в качество. Сегодня уже около 40% проведенных ЭКО заканчиваются беременностями, а это сопоставимо с результатами других российских клиник, — сказал Михаил Охлопков.
Этому направлению ВМП в Минздраве обещают и впредь уделять особое внимание: состояние здоровья молодых оставляет желать лучшего — в Якутии растет число бездетных пар, которые хотят иметь детей. Кроме того, теперь больше шансов обрести радость материнства и у одиноких женщин. «Создан реестр женщин, у которых не получается забеременеть самостоятельно, включая одиноких, которые хотели бы стать матерями, и для этого был организован банк спермы», — сообщил министр.
Уже ясно, что на неплохие позиции выходит и кардиохирургия новорожденных, к которой медики РБ№1-НЦМ приступили в 2016 году.
— Когда мы только начинали ее развивать, было много скепсиса. Но уже через год получили эффект: начала снижаться детская смертность, — рассказывал министр. – В качестве примера можно привести транспозицию магистральных сосудов у новорожденных – грозное заболевание, от которого, если не провести специальную процедуру, дети уходят в течение первых трех суток. После того, как в 2016 году мы эту методику освоили, удалось спасти уже трех младенцев, родившихся с этой патологией…
Фактически на поток поставлено и еще одно достижение 2017 года — кохлеарные имплантации, вживление специальных имплантов глухим детям, что позволяет им не только слышать, но и говорить. «Золотой» порой для таких операций считается возраст от 2 до 5 лет.
— Цель одна – позволить этим детям в будущем максимально адаптироваться в обществе, — заметил министр. – А в 2018 году кохлеарную имплантацию мы начнем делать и взрослым, среди которых также много людей, потерявших слух из-за сахарного диабета, постоянной антибактериальной терапии и т.д. То, что раньше считалось эксклюзивом, должно быть доступно всем, кто в этом нуждается.
Также, на поток, сообщил министр, стараются вывести и пересадку кадаверной роговицы глаза, впервые выполненной в 2017 году. На сегодня выполнено уже 12 таких трансплантаций, позволяющих пациентам избежать полной слепоты.

Будут жить!

Еще одно заметное событие ушедшего года от высоких технологий далеко, но для медицины Якутии значит не меньше. Речь о маленьких больницах в отдаленных местах. А точнее, введении подушевого норматива в стационарах, что не только придаст им финансовую устойчивость, но и элементарно гарантирует будущее.
Нововведение — результат немалой работы по сохранению маленьких стационаров, которую парламент и правительство республики вели все последние годы, используя для этого все возможные дискуссионные площадки. И все-таки доказать, что республике трудно содержать за свой счет малокомплектные ЛПУ в труднодоступных наслегах, удалось.
— В рамках ОМС медицинское учреждение сколько больных пролечило, столько денег и получает. А в маленьких отдаленных поселках живет 50-100 человек, однако больницу там приходится содержать с полным штатом: врач, медсестра, повар и т.д. Все это создавало для нас огромные сложности с их содержанием, пока в 2017 году мы не договорились с Минздравом РФ и Фондом ОМС о введении подушевого норматива в стационерах. Теперь, если больнице положена определенная сумма в год, она эти деньги и получит, — пояснил министр.
Робот в помощь

Судя по планам, которые озвучил министр, они не менее амбициозные. К примеру, уже в 2019 году в РБ№1-НЦМ планируется начать операции при помощи робота. Эндоскопическая система da Vinci позволит хирургам при помощи специальных манипуляторов не только выполнять операции с ювелирной точностью, но и проникнуть в такие области организма, которые недоступны для человеческой руки.
Намерены в Минздраве расширять спектр методов генетической диагностики, что очень важно при раннем выявлении предрасположенности к онкологии, различным врожденным и наследственным патологиям. Также среди заявок на 2019 год – внедрение технологии восстановления зрения при помощи «бионического глаза», увеличение малоинвазивных методов лечения онкобольных и т.д.

В Якутии ждут закон о защите людей в белых халатах

Недавний инцидент с бригадой «Скорой помощи» Якутска, фельдшер которой пострадала от рук хулиганов прямо у постели больного, которому она оказывала помощь, лишний раз подтвердил: закон о защите медиков необходим!
Уверен в этом и министр здравоохранения Якутии Михаил Охлопков, который, отвечая на вопрос нашей газеты, заметил: республиканский Минздрав всегда был в числе сторонников этого федерального законопроекта.
— Мы только «за», потому что прекрасно понимаем, в каких условиях работает наша «Скорая помощь». В 80% случаях ее бригады приезжают на экстренные вызовы – огнестрелы, ранения, травмы и т.д., быстрее, чем полиция. Потому что есть четкий норматив: если вызов действительно экстренный, то на месте медики должны быть в течение 20 минут. И понятно, что ситуации при этом складываются самые разные. Поэтому закон необходим, мы его поддержали изначально, внеся в процессе его обсуждения немало предложений…
Стоит напомнить, что поправки в Уголовный кодекс России и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ (в части защиты жизни и здоровья пациентов и медицинских работников) был подготовлен на фоне роста преступлений против медиков. Только в 2016 году 1226 таких деяний. В итоге предложено ввести повышенную уголовную ответственность – за угрозу убийством до 5 лет лишения свободы, за причинение легкого вреда здоровью до 2-х лет лишения свободы. В июне 2017 года законопроект прошел первое чтение в Госдуме.

Поделиться