916

17 июня 2019 в 11:25

Из народа и во имя него…

Однажды на вопрос, что значит для него медицина, хирург Серафим Дмитриевич Капустин ответил: «Это жизнь во имя спасения жизней». За словами, которые кому-то могут показаться пафосными, скрывалась сущая правда. Именно так он сам и жил!

…Мог ли знать тамбовский паренек Серафим Капустин, что судьба определит его на дальний Север – в Якутию, которая, в конце концов, станет для него родной? И что большую часть своей жизни он будет спасать людей? Конечно, нет. Но именно так сложились для него звезды, высветив подлинное предназначение этого человека.
Свой выбор он сделал в 1966 году, когда решил поступать на медфак Якутского госуниверситета. С тех пор вся его жизнь будет связана с медицинской практикой. Еще студентом успевал подрабатывать медбратом в Республиканской клинической больнице. А после окончания ЯГУ в 1972 году, три года преподавая хирургию учащимся Якутского медучилища, одновременно работал хирургом-ординатором в хирургическом отделении Горбольницы. Однажды выбрав эту специальность и взяв в руки скальпель, он до конца своих дней будет шлифовать свое и без того ювелирное мастерство…
…С Якутским клинико-диагностическим центром Серафим Дмитриевич свяжет свою профессиональную судьбу в 1992-м: сразу и навсегда. За плечами будут уже годы активной хирургической практики, заведование торакальным отделением Республиканской клинической больницы, масса освоенных передовых методик обширных операций на грудной клетке и т.д.
В ЯКДЦ же – единственном на Дальнем Востоке центре высоких технологий, куда он пришел хирургом торакального отделения Хирургической клиники – многое пришлось начать с нуля. Но и здесь его операции, основанные на современных хирургических технологиях, суперсовременной диагностической и реанимационно-анестезиологической базе, будут выполняться в его фирменном стиле: блестяще! А их счет очень скоро перевалит за сотни…
…Уважение коллег к нему – хирургу и человеку – было искренним и безграничным.
– Хирургическую службу Серафим Дмитриевич знал превосходно, изнутри. Потому, что прежде, чем возглавить Клинический центр, прошел все ее этапы и звенья. Он был не просто хорошим хирургом, но и замечательным человеком. Всегда умел выслушать человека и, чтобы не случилось, никогда не повышал голос. А еще он прекрасно понимал важность труда среднего медперсонала – к нему можно было обратиться с любым вопросом, – вспоминает Наталья Петрова, долгие годы работавшая старшей медсестрой оперблока Республиканской больницы №1-НЦМ.
Вот еще почему именно его, блестящего специалиста и человека исключительной порядочности, в 2000 году назначат главным хирургом Минздрава РС(Я), где ему пришлось вплотную заняться развитием хирургической службы первичного звена. А главное, становлением кардиохирургии и трансплантологии республики: именно в эту пору были заложены основы высокотехнологичной хирургической помощи в Якутии.
Впрочем, в «чиновниках» Серафим Дмитриевич выдержит недолго. Уже через год вернется к тому, ради чего был рожден: к спасению больных. Правда, уже не просто оперирующим хирургом, а директором Клинического центра Национального центра медицины.
Именно этот период оказался одним из самых «прорывных» для хирургии Медцентра. В 2001 году в Клиническом центре РБ №1-НЦМ были внедрены операции больным с хронической почечной недостаточностью по пересадке родственной почки. В 2003-м под руководством Серафима Капустина создается отдел сердечно-сосудистой хирургии из 4 отделений: кардиологии, кардиохирургии, сосудистой хирургии и кардиореанимации. Затем в НЦМ откроются филиалы НЦ сердечно-сосудистой хирургии им. А.Н.Бакулева (Москва) и НИИТ и ИО им.В.Шумакова (Москва). Причем, уже с апреля 2004-го кардиохирурги начали делать операции на открытом сердце при врожденных пороках детям до трех лет. В эти же годы организовано интенсивное обучение кадров в ведущих клиниках страны.
…Спасение людей стало смыслом жизни доктора Капустина. Требовательный к другим, он не щадил и себя: практически жил на работе, приходя в клинику раньше всех и покидая ее поздним вечером. И даже если не стоял у хирургического стола сам, то или консультировал пациентов, или устраивал их к кому-то на прием. Он и ушел так, как уходят люди, которые всегда на передовой: первый инфаркт перенес во время долгой и очень сложной операции. Второй, ставший роковым, догнал его уже дома…
У него было немало наград: Отличник здравоохранения РС(Я) и РФ, Заслуженный врач России и т.д. Но, вероятно, все-таки главной наградой для него было то, что рано или поздно приходит к каждому настоящему Врачу, – уважение и искренняя признательность его пациентов…

Елена ВОРОБЬЕВА

Поделиться