448

28 января 2020 в 12:03

Остаться в живых

Санаторная база Якутии продолжает сокращаться. Как выживают и на что надеются здравницы, которым пока удается выстоять, несмотря ни на что?

Только два
Старожилы помнят: когда-то в Якутии процветало несколько десятков санаториев и профилакториев, многие из которых были ведомственными. Такие оздоровительные базы имелись практически в каждом районе, так что якутяне при желании могли получить комплекс необходимых процедур, даже не выезжая «на материк». Благо, что этому способствовали и природные бальнеологические ресурсы региона, где есть и свои минеральные источники, и лечебные грязи, и многое другое.
Лихолетье 90-ых годов основательно видоизменило санаторную карту Якутии: выжить удалось далеко не всем здравницам, хотя еще в 2016 году их оставалось 16. Однако уже к началу 2020 года из этого списка фактически выпали столичная водогрязелечебница «Хоту» (АНО ОСКУ «Якуткурорт») и Кемпендяйский санаторий, славящийся своими целебными грязями. Последний, после того, как от него отказалась АК «АЛРОСА», почему-то было решено передать… Министерству образования РС(Я). Так что на данный момент перспективы лечебницы со 100-летней историей весьма туманны.
В окрестностях Якутска же санаториев осталось всего два – «Абырал» и «Чэбдик».

«Абырал»: подъем после спада
…В «Абырале» — разгар процедур. Отдыхающие ждут своей очереди у кабинетов: кто в галокамеру, кто – на ванны, кому – на ЛФК…
Судя по разговорам, многие здесь уже не первый раз. «Когда приезжал год назад, руку не мог поднять. А сегодня, видишь, даже пуговицы сам застегиваю», — говорит один пациент другому. Оба ждут, когда их пригласят на массаж.
– Оборудование, конечно, старенькое, но по мере возможности стараемся обновлять, — рассказывает главный врач санатория Алена Иванова, показывая свое хозяйство. В здравнице, рассчитанной на 110 мест, неплохая физиотерапевтическая база. Среди последних приобретений, например, аппарат для магнитотерапии «АЛМА», который как бы регулирует процессы жизнедеятельности организма.
Между тем, жить и выживать «Абыралу все эти годы было очень нелегко. Находясь на хозрасчете, он, как и, к примеру, тот же санаторий «Чэбдик», не имел фактически никакой целевой поддержки государства.
Основные статьи доходов здравницы – это обслуживание льготных категорий населения в рамках государственных контрактов с Фондом социального страхования и рядом министерств (55,6%), медицинская реабилитация пациентов после лечения в рамках ОМС (15,94%), прямая продажа путевок населению и т.д. Однако в силу того, что в разные годы, к примеру, выделение тех же квот на долечивание шло весьма неравномерно, загрузка санатория пациентами – а значит, и его доходы – оставляли желать лучшего.
Правда, в последние годы ситуация немного начала меняться.
– Нам удалось рассчитаться практически со всеми долгами. В 2019 году доходы увеличились на 27%, в том числе по государственным контрактам на 87,93%, по коммерческим поступлениям – на 20,8%. Выполнен на 100% и план заполняемости, который мы ставили себе на 2019 год. , — говорит она.
Для этого, объясняет Алена Николаевна, пришлось включить все возможные рычаги: «Стараемся активно задействовать рекламу. Выступали по телевидению, радио, в газетах. Подключили социальные сети – ватсап, инстаграмм и т.д., чтобы о нас узнало как можно больше людей».
В «Абырале» ввели гибкую систему скидок и акций при продаже путевок. Обзавелись своими представителями в ряде районов. Активно участвуют в социальных программах. Наконец, у него появился свой сайт.
В итоге, после некоторого спада, который санаторий пережил лет пять назад, вновь обозначился определенный рост. К примеру, если в 2016 году там было пролечено 732 человека, а в 2018 – 927, то в 2019-м – уже 1315.

«Чэбдик»: где дети?
И все-таки без поддержки санаториям на севере, у которых огромная доля средств уходит на оплату тепла, ЖКХ и т.д., не обойтись. Вот почему они очень рассчитывают на то, что в Якутии, наконец-то, появится какая-то программа (или хотя бы подпрограмма) развития этой отрасли.
А самое главное, в республике должен быть выработан, наконец, четкий государственный подход ко всей санаторной базе региона – независимо от форм собственности.
То, насколько это важно, можно объяснить на примере еще одного санатория – «Чэбдик». О нем газета «Ил Тумэн» писала уже не раз: о том, как его сотрудники справлялись с последствиями экономического кризиса, как защищали территорию здравницы от тех, кто на нее покушался…
Только благодаря их кропотливому труду сегодня ситуация в «Чэбдике», где ежегодно поправляют свое здоровье около 1500 якутян, можно сказать, стабильна. Здесь создана хорошая лечебная база, где изо дня в день кипит санаторно-курортная жизнь. К услугам отдыхающих — сеансы физиотерапии и теплопроцедуры, солярий и фито-паросауна, светотерапия, электролечение, спелеотерапия и многое другое.
Здесь принимают те же категории пациентов, что и в «Абырале». Однако особое внимание все десятилетия старались уделять оздоровлению детей – ежегодно санаторий принимал до 300, а в иные годы и по 500 юных якутян.
Ситуация кардинально изменилась в 2019 году, когда Министерство образования РС(Я), которое сегодня курирует оздоровительные программы детей, решили почему-то направить отдыхающих в образовательный центр «Сосновый бор» и лагеря Краснодарского края. Местные лечебницы остались в стороне, потерпев значительные убытки.
Однако медиков больше всего волнует даже не это.
– Нас беспокоит здоровье детей. Ведь полноценное санаторное лечение можно осуществлять только в тех учреждениях, которые входят в номенклатуру лечебных, как наше. Где есть соответствующая база, как у нас: разнообразные души и ванны, богатый спектр аппаратной физиотерапии и т.д. Ни один образовательный центр с этим не сравнится: у них совершенно другой профиль и цели. А значит, и другие возможности, — говорит главный врач санатория «Чэбдик» Евгения Чеботарева.
Вот почему она и многие ее коллеги считают: вряд ли было оправдано поручать в 2010 году детское оздоровление, которое согласно федеральному закону №323 «Об основах охраны здоровья населения РФ» считается медицинской помощью, Министерству образования региона. Ведь специфика этой сферы все же несколько иная.

Когда появится программа?
В самом Министерстве образования и науки РС(Я) прошлогоднюю ситуацию объяснили тем, что были сокращены суммы, выделяемые на санаторно-курортное лечение детей.
« В этом году конкурсные процедуры еще предстоят. И если местные здравницы подойдут по всем критериям, то оздоровление детей будет осуществляться и на их базе тоже», — заверила ведущий специалист отдела воспитания и дополнительного образования Вера Федорова.
Тем не менее, специалистов курортного дела республики – тех, что еще остались — такой подход мало успокаивает. Они говорят: если благодаря этим конкурсам мы продолжаем развивать санатории где-нибудь в Краснодарском крае, вкладывая в них выделяемые государством деньги, то местные здравницы, которые уже давно на грани выживания, рано или поздно загнутся сами собой. Так может быть для них все-таки стоит продумать особый режим – например, ввести госзаказы на санаторно-курортное лечение?
…Ситуация с детским отдыхом лишний раз доказала, насколько продуманной и четкой должна быть политика республики в отношении местной санаторной базы. То, что создавалось другими поколениями, нужно сберечь для тех, кто придет после нас. Потому что разрушить легко. Сложно воссоздать.
В Якутии прошло уже огромное количество совещаний разного уровня, где говорилось о том, что республике нужна программа развития курортного дела. Хватит ли целого ХХI века, чтобы она, наконец, появилась?..

Елена ВОРОБЬЕВА

Поделиться