2935

24 апреля 2015 в 19:41

Якутия для фронта – Якутия для победы!

В годы войны производственные показатели республики росли в разы, но какая цена за это уплачена…

Как известно, победа ковалась не только на фронте, но и в тылу. «Все для фронта, все для победы!» – под таким лозунгом работали все, кто остался в тылу – старики, женщины, дети. Для них это тоже был фронт, только трудовой. Кстати, призыв «Все для фронта, все для победы!» появился в июле 1941 г. – с ним Сталин обратился к советскому народу. Лозунг был поддержан всеми слоями населения СССР, и уже к лету 1942 г., то есть менее чем за год, завершился перевод экономики страны на военные рельсы. Вместе со всей страной для скорейшей победы над врагом трудились и жители далекой Якутии.

Трудовой режим военного времени

…Для подготовки материала о трудовых подвигах якутян в годы Великой Отечественной, который выходит в рамках проекта «Поколение победителей», я обратилась к сотрудникам Якутского государственного объединенного музея истории и культуры народов Севера им. Ем. Ярославского. Часть материалов, а также поистине уникальные фотографии тех военных лет предоставил заведующий отделом истории Семен Окоемов.
Также я встретилась с методистом культурно-образовательного отдела музея Туйаарой Ивановой, которая занимается изучением темы трудового фронта. На днях она прилетела из Хабаровска, где приняла участие в VIII Гродековских чтениях — Международной научно-практической конференции «Дальний Восток России: история и современность», посвященной 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Представитель якутского музея выступила там с докладом «Цена победы: доблестный труд якутян в годы Великой Отечественной войны».
Как отметила Туйаара Валентиновна, свои научные работы и доклады представили более 120 специалистов, в том числе из Китая, КНДР, Японии и Белоруссии. От нашей республики в конференции также участвовали заведующая Домом-музеем Ярославского Аина Прибылых с докладом «Якутский республиканский краеведческий музей им. Ярославского как научно-просветительский центр сохранения историко-культурного наследия в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.» и главный архивист Национального архива Якутии Вячеслав Сивцев с докладом «Документы Национального архива РС (Я) в исследовании актуальных вопросов истории Якутии в годы Великой Отечественной войны». Доклады якутян были восприняты с большим вниманием.
Говоря о трудовых подвигах якутян в годы войны, Т. Иванова отмечает, что народное хозяйство Якутии стало перестраиваться на военный лад с первых дней Великой Отечественной войны. Повсеместно вводился новый трудовой режим: был удлинен рабочий день, отменены очередные отпуска, введены обязательные сверхурочные работы, ужесточена трудовая дисциплина, введены военный налог и карточная система снабжения населения продовольственными и промышленными товарами. В войну объем валовой продукции увеличился вдвое! В годы войны руководство и Правительство Советского Союза особое значение придавали развитию горнодобывающей промышленности Якутии.
Трест «Джугджурзолото» в августе 1941 г. первым в стране досрочно выполнил годовой план золотодобычи. Трест «Якутзолото» производственный план выполнил только на 86,8%. Это повторилось и в 1942-1943 гг. Невыполнение плана объяснялось, прежде всего, уходом в армию части квалифицированных рабочих.

13_20150424103532_24771
В 1941 г. были организованы 163 новые производственные точки местной промышленности, среди них стекольный завод и механизированный хлебозавод в Якутске. В целом за годы войны объем валовой продукции местной промышленности увеличился на 58,8%, а продукции кооперативной промышленности – на 115,9% от довоенного уровня. В результате Якутия в эти суровые годы в одних случаях полностью, в других частично сократила завоз целого ряда товаров и продовольствия из других регионов Союза.
В 1942 г. на Алдане начала развиваться добыча слюды. В том же году открытым способом было добыто 1744 тонны слюды-флогопита, приобретавшей во время войны важное значение для оборонной промышленности.

13_20150424103605_35636
В годы войны в Якутии началась добыча горного хрусталя, и в 1944 г. республика дала стране четверть общесоюзной добычи этого стратегического сырья. Началась добыча исландского шпата, не менее ценного, чем золото.
В эти годы республика стала одним из наиболее крупных оловоносных районов Союза (прииски «Бургалах», «Эге-Хая»).
Также в годы войны получили развитие топливная, соляная, деревообрабатывающая отрасли промышленности. Вступили в строй известковые и алебастровые заводы, пеледуйский солезавод, угольные копи «Джебарики-Хая». Заготовка древесины увеличилась до 1 млн куб. м.
Были открыты новые промышленные комбинаты, коллективы которых производили мебель, стройматериалы, шили одежду, изготовляли бочки, обслуживали бытовые нужды населения. В системе потребкооперации были созданы предприятия по производству товаров широкого потребления. Промышленные предприятия освоили до 80 новых видов изделий, в том числе коррундовые круги, бруски, спички, огнеупоры и т.д. Шире стало использоваться местное сырье.
В 1945 г. в республике насчитывалось 4253 промышленных предприятия, из которых 144 относились к крупной промышленности и 4109 – к мелкой.
В целом к 1945 г. валовая продукция промышленности увеличилась по сравнению с довоенным временем в 2,2 раза, в том числе продукция цветной металлургии – в 1,5 раза, угольной – в 2 раза, машиностроения и металлообработки – в 2,8 раза, выработка электроэнергии – в 1,5 раза, пищевой промышленности – на 33%.
Работники промышленных предприятий Якутии собирали средства для фронта, отправляли посылки бойцам. К примеру, 18 февраля 1942 г. коллектив Якутского кожевенно-обувного комбината обратился с призывом собрать средства для отправки эшелона с подарками на фронт. Делегация, сопровождавшая первый эшелон, привезла с собой несколько золотых часов в подарок отличившимся в боях гвардейцам. Подарки получили бойцы Западного фронта.
Всего за годы войны на фронт было отправлено 4 эшелона с подарками общим весом 33 879 пудов, стоимостью 5 778 520 рублей.
С 1941 по декабрь 1944 г. населением отправлено в действующую армию более 31 тысячи посылок, собрано и отправлено для бойцов более 367 тыс. штук теплых вещей.

13_20150424103652_93911

Битва за урожай военных сороковых…

Но в особо сложных условиях в годы Великой Отечественной войны оказалось сельское хозяйство Якутии.
– Причина была в том, что многие трудоспособные мужчины ушли на фронт, а часть колхозников была мобилизована на работы в промышленности и на транспорте, – говорит заведующий отделом истории Семен Окоемов. – Поэтому на полях в основном трудились женщины, старики да подростки. В связи с прекращением завоза ухудшилось и техническое оснащение колхозов. К трудностям военного времени прибавились последствия сильной и продолжительной засухи. В 1941 г. от нее погибло около 12%, в 1942 г. – 32% посевов зерновых культур. Возникла угроза массового падежа скота от бескормицы, так как от засухи сильно пострадали сенокосные угодья. В целом поголовье крупного рогатого скота в годы войны сократилось на 15%, поголовье лошадей – более чем на треть. В первые годы войны поголовье в хозяйствах населения сократилось на 67%. Однако, несмотря на это, республика выделяла фронту немало лошадей. В первые годы войны урожай зерновых был особенно низким. В среднем по республике с гектара было получено почти в 1,5-2 раза меньше, чем в 1940 г.
В 1943 г., несмотря на недостаточное количество атмосферных осадков, сельское хозяйство Якутии получило более или менее удовлетворительный урожай: в среднем 5,6 центнера с гектара, а отдельные колхозы – по 10-15 центнеров и больше, что дало им возможность досрочно выполнить план хлебопоставок. Также были расширены посевы картофеля и овощей. Например, к 1945 г. посевы картофеля увеличились по сравнению с посевами 1940 г. на 87%…
По словам Семена Окоемова, в 1944 г. колхозами было заготовлено 631 тыс. тонн сена – на 93 тыс. тонн больше, чем в 1943-м. На этой основе колхозное крестьянство смогло увеличить поголовье крупного рогатого скота на 9 тыс. голов. В 1945 г. довоенный уровень поголовья КРС в колхозах был превзойден на 43%.
Несмотря на трудности, колхозы Якутии своевременно выполняли все обязательства по поставкам сельскохозяйственных продуктов, заготовкам и продаже государству пушнины и рыбы. Сдача мяса увеличилась с 596 тонн в 1941 г. до 1316 тонн в 1945-м. Всего за эти годы государству было сдано 5,2 тыс. тонн мяса, 62,2 тыс. тонн молока.

Из личных воспоминаний

…Во время разговора с Семеном Юрьевичем я невольно вспомнила, как моя бабушка Ирина Семеновна Татаринова рассказывала о том, как они, члены колхоза «Революция» Мегино-Кангаласского района, работали во время войны. Когда началась война, ей было 25 лет. Колхозный труд был очень тяжелый, работали, что называется, от зари до зари, без выходных. Все колхозники трудились, не щадя своих сил, осознавая, что своим трудом они вносят вклад в приближение долгожданной победы над врагом. Бабушка рассказывала, как летом они косили сено, на полях выращивали картошку, капусту, лук, редис, помидоры, огурцы и даже табак, который отправляли потом на фронт. Весь урожай овощей безвозмездно сдавали государству. Зимой члены колхоза содержали крупный рогатый скот, присматривали за молодняком. Бабушка говорила, что под ее ответственностью было 30 голов рогатого скота. Поэтому вместе с отцом, 70-летним Семеном Григорьевичем, который занимался перевозкой сена с аласов, она переживала за то, чтобы колхозная скотина благополучно пережила долгую якутскую зиму. Ведь весной они должны были передать своих подопечных пастухам для выпаса. Также бабушке запомнилось, как при свете камелька они, колхозницы, шили рукавицы, жилеты и другие теплые вещи для бойцов Красной Армии…

Каторга рыбного промысла

Также в годы войны большое внимание уделялось развитию рыбной промышленности. 6 января 1942 г. СНК СССР и ЦК ВКП(б) приняли постановление «О развитии рыбных промыслов в бассейнах рек Сибири и на Дальнем Востоке». Якутский государственный рыбтрест был реорганизован в трест союзного значения, который в короткий срок организовал 240 рыболовецких бригад при колхозах с 2100 рыбаками. Всего было создано 34 специализированных рыболовецких колхоза и 4 новых рыбозавода.

13_20150424101728_12967
Для работы в рыбной промышленности из западных областей страны были переселены несколько тысяч человек, таким образом, началась массовая депортация народов, которая с началом войны приобрела широкомасштабный характер. Ей подверглись многие национальности: прибалтийские народы из оккупированных территорий, финны-ингерманландцы из Ленинградской области и Карелии, евреи, народы Северного Кавказа – чеченцы, ингуши, а также калмыки и другие. В Якутию были доставлены более 47 тысяч человек.
Большая часть спецпереселенцев направлялась на рыбные промыслы в Булунский, Усть-Янский, Жиганский районы. Дополнительно были построены шесть новых, кроме трех действующих рыбозаводов. В 1942 г. создано 32 рыболовецких колхоза, из них 19 спецпереселенческих. В 1943 г. организовано 5 моторнопромысловых станций.
К трагическим страницам в истории развития рыбной промышленности Якутии во время войны относится и чурапчинское переселение.
Из-за критического положения центральных районов, вызванного засухой в первые годы войны, осенью 1942 г. население Чурапчинского района было переселено в Кобяйский, Жиганский, Булунский районы для использования его в рыбной промышленности республики. Всего был переселен 41 колхоз, общей численностью 5318 человек, в основном дети и старики. Переселение имело самые тяжелые последствия – людей переселяли без теплых вещей, запасов пищи, подготовленного жилья на новом месте, со стороны местных властей не оказывалась помощь. От чурапчинских переселенцев требовали выполнения плана добычи рыбы, которую они не умели ловить, так как не были приспособлены к речной и морской ловле. Массовая гибель людей из-за голода, холода, болезней унесла из жизни почти половину переселенцев. В первые два года после переселения погибли 2320 человек – это в два раза больше, чем воинов-чурапчинцев, погибших на фронте.
Как свидетельствуют исторические данные, несмотря на трудности, с 1941 г. по 1945 г. рыбодобыча в Якутии возросла в 3,5 раза, государству было сдано 2,5 млн пудов рыбы…

Из личных воспоминаний

… По роду своей журналистской деятельности мне не раз приходилось встречаться с ветеранами войны и тыла. Лет пять назад брала интервью у замечательной женщины, известного хирурга, ветерана тыла и труда, заслуженного врача ЯАССР Марии Дмитриевны Ефремовой, которая в детстве пережила чурапчинское переселение.
Она вспоминала, как осенью 1942 г. их переселяли на север. Родители Марии, как и многие односельчане, не хотели ехать, но местные власти агитировали, убеждали, что в Кобяйском районе, куда их переселяют, много рыбы, а значит, они не будут голодать, как на родине. Ефремовы согласились на переезд ради пятерых своих детей. Мария Дмитриевна рассказывала, какой трудной и долгой была дорога. Когда прибыли в пункт назначения в Кобяйском районе, там уже шел снег, дул пронизывающий ветер. Чурапчинцев высадили на пустынный берег, их никто не встречал. Все обещания властей, сказанные на далекой родине, оказались пустыми словами.
Зима 1942-43 гг. стала настоящим испытанием для чурапчинцев. Будучи аласными людьми, они не имели никаких навыков северной рыбалки, к тому же у людей не было снастей для ловли рыбы. Позже они всему этому научились. Мужчины работали на ловле рыбы, а женщины солили ее. Потом бочки с рыбой увозили в районный центр. Это был изнурительный труд. Мария Дмитриевна вспоминала, что в ту лютую зиму от голода умерли многие чурапчинцы — трупы просто складировали, потому что хоронить их было некому, похоронили всех только весной. В ту зиму она тоже чуть не умерла, уже стала пухнуть от голода. Но весной появилась рыба, так они и выжили…

фото предоставлено музеем

Поделиться