1182
24 апреля 2015 в 18:09
Здравоохранение Якутии развивается, хотя и не без проблем
Пожалуй, ни одна сфера не вызывает такого пристального внимания, как медицина.
«Правительственный час», на котором анализировалась реализация госпрограммы «Развитие здравоохранения РС(Я) на 2012-2017 гг.» – его провел постоянный комитет Госсобрания РС(Я) по здравоохранению, социальной защите, труду и занятости под председательством Александра Корякина – стал тому еще одним подтверждением. Депутаты не только пытались нащупать слабые места в ее исполнении, но и «обеспечили» республиканский Минздрав целым пакетом конкретных наказов, связанных с обращениями избирателей.
Республиканская госпрограмма развития здравоохранения – это 11 подпрограмм, на которые в 2012-2017 гг. предусмотрено 165 млрд 989 млн рублей. При этом в 2014 г., как сообщил первый заместитель министра Олег Припузов, было выделено 31 млрд 484 млн рублей.
Эти подпрограммы охватывают практически все направления отрасли и все ее службы. При этом, считают в Минздраве, им есть о чем рассказать – позитивных результатов за последнее время немало.
Говоря, например, о совершенствовании оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, помощи, О. Припузов сообщил, что лечение с использованием высоких технологий в прошлом году смогли получить более 4 тысяч якутян, это в 1,4 раза больше, чем в 2013-м. При этом в федеральных клиниках пролечились 1722 человека.
Растет и финансирование из федерального бюджета тех высокотехнологичных операций, которые в рамках госзаказа делают в четырех клиниках Якутии. За 5 лет количество таких операций увеличилось в 2,4 раза. Если в 2010 г. такую помощь получили 480 человек, то в 2014-м – уже 1163. При этом на 2015 г. планируется 5057 квот на лечение с использованием высоких технологий.
Среди безусловных достижений якутских медиков – трансплантация донорской печени, проведенная в НЦМ, имплантация бесшовного биопротеза при аортальном пороке и т.д.
Еще один индикатор успешности или неуспешности развития здравоохранения в регионе – показатели заболеваемости и смертности. «В республике снижается общая и младенческая смертность, – сообщил О. Припузов. – И хотя в 2012 г. последняя несколько подскочила, но сейчас она снова идет на спад. Стали меньше умирать от сердечно-сосудистых заболеваний и при ДТП, что во многом связано со специальными программами, которые реализуются в Якутии. К сожалению, пока не удается снизить, как планировалось, смертность от новообразований…»
Врачей радует, что вниз идет «кривая» заболеваемости туберкулезом, что объясняется не только усилиями врачей, но и теми вложениями в эту службу, которые были предприняты в последние годы. «В Якутии открыты два противотуберкулезных диспансера: взрослый и детский. Выделяются средства на дополнительное лекарственное обеспечение, покупку оборудования, и это дает результаты», – сказал О. Припузов.
Не меньше вкладывалось и в другие службы. Например, республиканский Центр СПИД переехал в новое здание, которое удалось отстроить в рамках государственно-частного партнерства. При этом впервые в истории этой службы в Якутии при проектировании были предусмотрены все специфические нужды центра: разведены потоки больных, учтена транспортировка биоматериала и т.д. «В итоге мы получили большую лабораторию, которую планируем использовать при централизации лабораторной службы», – сообщил замминистра.
Есть обнадеживающие новости и по наркологии. В этом году, рассказал О. Припузов, предусмотрены выплаты по 1 млн рублей психиатрам-наркологам, которые отправятся работать в арктические районы. Таким образом в ведомстве рассчитывают решить проблему дефицита кадров в улусах. Что касается самого республиканского наркологического диспансера, который давно нуждается в новоселье, то, наконец, завершено проектирование нового здания для него со стационаром на 150 коек и с поликлиникой на 50 посещений в смену.
В 2014 г. продолжилась широкомасштабная диспансеризация определенных групп населения: ее прошли 127 тысяч якутян, или 97% от плана. При этом на дообследование, то есть уже второй этап диспансеризации, были отправлены 17% пациентов. В медосмотрах участвовали все ЛПУ Якутии, включая частные.
В целом позитивных новостей у Минздрава, действительно, оказалось немало. Программа идет, хотя и не без сложностей. Именно на эти проблемные места парламентарии постарались обратить внимание руководства отрасли. Например, Семен Березин затронул тему низких зарплат в одном из самых «горячих» подразделений отрасли – Республиканской больнице №2.
– Туда поступают самые тяжелые больные, причем со всей Якутии, а зарплата врачей, между тем, на 10 тысяч меньше. Почему? В результате медики оттуда просто уходят. Понятно, если нагрузка больше, то и зарплата должна быть выше, но по современной методике расчета так не получается, – говорил он.
На это О. Припузов сообщил, что сейчас Минздрав РФ, стремясь ликвидировать явные перекосы с начислением зарплат, поставил задачу увеличить ее гарантированную тарифную часть и уменьшить стимулирующую. «Создана рабочая группа при Министерстве труда и соцразвития РФ. Мы уже несколько раз ездили туда решать этот вопрос, сейчас разрабатываем новую систему оплаты труда. Предложения РБ №2 по введению надбавки за экстренность есть. В новой системе оплаты мы постараемся ее предусмотреть, чтобы тарифная ставка у них изначально была выше», – сказал он.
Александр Уаров поинтересовался, были ли в истории отрасли уголовные дела, которые возбуждались бы за врачебные ошибки? На это О. Припузов ответил, что единичные судебные иски – и уголовные, и гражданские – рассматривались, однако приговоров, связанных с реальными сроками, нет.
В процессе обсуждения программы прозвучало немало и замечаний, и предложений. А депутат Евгения Михайлова посоветовала медикам не стесняться и активнее использовать депутатский корпус для решения проблем отрасли.
– Когда мы спрашиваем, достаточно ли у вас средств, мы интересуемся не из праздного любопытства, а для того, чтобы помочь вам, – заметила она. – Удивительно, что вы соглашаетесь с корректировками, сокращением бюджета, на которые идет правительство. Особенно если учесть, что в больницах много проблем: нет средств на ремонт дорогостоящего оборудования, его замену и т.д. Ведь если бы на программу было достаточно средств, возможно, эти вопросы не возникали бы.
Елена ЕЛЕНИНА