1244

07 мая 2015 в 14:51

Ни штык, ни пуля солдата не взяли…

Николай Иванович Данилов пошел на фронт в 19 лет.

— Вы до сих пор водите машину? Сами?! – удивляюсь я.
— Сам! – гордо отвечает участник войны Николай Иванович Данилов.— Как и положено, медкомиссию прохожу, техосмотр.
— А гаишники что говорят?
— Не запрещают. Просто советуют: «Дедушка, ездите осторожно!» Но это и понятно — ведь мне 91-й год пошел…13_20150518051052_85972

Вообще, Николай Иванович такой человек, который не любит сидеть без дела ,– ведет активный образ жизни, всегда в работе, как дома, так и на даче, по утрам обязательно делает зарядку, в том числе 50 (!) приседаний, а самое главное – он умеет позитивно смотреть на жизнь…

На войну с милитаристской Японией

Николая Данилова призвали на фронт в 1943 году. Было ему тогда 19 лет. Вообще-то по возрасту он должен был уйти еще в 1942-м. Но ввиду того, что семья была многодетная — мать одна воспитывала пятерых младших детей, отец умер еще до войны, а Николай был единственным кормильцем семьи, ему дали отсрочку на год.

О своей службе в армии Николай Иванович рассказывает увлеченно, хорошо помнит города, где воевал, произошедшие события. Создается такое ощущение, будто все это произошло буквально вчера. Между тем ведь минуло уже 70 лет…

— Я служил в Забайкальском военном округе, в 209 дивизии 770 полку 4 роте, — в деталях рассказывает Николай Иванович. — Был писарем. К концу войны мне дали звание сержант. Непосредственно в войне с милитаристской Японией участвовал с 8 августа по 2 сентября 1945 г. Помню, как шли через монгольские степи, потом перешли через горы Хинган и дошли до города Люньци, который располагался у подножия горы Хинган. Японцы сдались в городе Чупинь. В этом городе со мной произошел один случай, который чуть не стоил мне жизни… Однажды вечером мы заступили на патрулирование города. Шли втроем по улице. И вдруг видим, что в один из пустующих старых китайских домиков забежали два человека. Мы сразу смекнули, что это японцы отбились от своих. Двое моих товарищей засели в засаде у окон, а я решил действовать напрямую. А автомат у меня висел на шее, поперек тела. Как только я распахнул дверь, тут же получил сильнейший удар чем-то тяжелым по животу. От этого удара я рухнул, как подкошенный. Теряя сознание, я услышал, как двое моих боевых товарищей стали бить автоматными очередями через окна. Оказывается, это и вправду были отбившиеся от своих частей японцы. Спустя некоторое время я пришел в себя. Мои товарищи рассказали, что они услышали мой крик и подумали, что меня убили. Оказывается, японское ружье имеет штык длиной 80 см, с другой стороны он заточен как сабля. И очевидно, японец рассчитывал проткнуть меня насквозь этим штыком. Действовал внезапно. Но, видать, не суждено мне было тогда умереть: штыком он попал не мне в живот, а в железную часть автомата. Но удар был такой силы, что порвался кожух, погнулось двухмиллиметровое железо, а я от боли упал и потерял сознание. Так что по идее меня автомат спас. Но я склонен думать, что все-таки меня спасло благословение одного старца, который встретился однажды на дороге незадолго до моей отправки на фронт…

Благословение старца

…Эта история произошла незадолго до призыва Николая Данилова на фронт в 1943 году. Тогда он работал в нарсуде секретарем. Однажды его с товарищем отправили по работе в местность Малыкай, на один из отдаленных участков. Дорога была длинная, они шли, о чем-то оживленно переговариваясь. Неожиданно порывы ветра донесли до них чьи-то слабые крики. Они оглянулись и увидели, что недалеко от дороги, прислонившись к дереву, сидит сильно исхудавший, ослабевший старик. Он просил о помощи. Оказывается, старик умирал от голода. А у Николая в котомке лежала лепешка. Молодой человек отломил часть лепешки и отдал умирающему, поделился и чохоном. Старик дрожащими руками принял его помощь, очень растрогался, благодарил Николая.

— Помню, старик тогда сказал, что теперь-то уж он точно не умрет, сможет дойти до своего дома, — вспоминает Николай Иванович. — И на прощание старец меня благословил. Почему-то я очень хорошо запомнил его слова. Он сказал: «Вижу, что скоро ты уйдешь на войну. Помни — ни штык, ни пуля врага тебя не возьмут…». И это я до сих пор вспоминаю. Наверное, действительно, благодаря благословению старика, меня на фронте, и впрямь, ни штык, ни пуля врага не взяли. И то, что до 90 лет дожил, думаю, тоже во многом благодаря добрым словам и пожеланиям того почтенного старца…

Этот День Победы…

Я спрашиваю у Николая Ивановича, где они встретили День Победы, как узнали об этом важном событии.

– О победе над гитлеровской Германией мы узнали утром 9 мая. Помню, день этот выдался очень теплым, солнечным, поэтому наш командир роты предложил: «Ребята, давайте поднимемся на сопку и позагораем!» Мы поднялись вверх на сопку, примерно километра на два. Я стал смотреть в бинокль и обратил внимание, что внизу в нашей части народ бегает, все чему-то радуются. Доложил об этом командиру роты. Предположил: «Видимо, что-то случилось. Может, Победа?». Он посмотрел в бинокль и тоже сказал: «Кажись, правда, Победа! Скорей одевайтесь!» Быстро одевшись, мы все побежали вниз. Там и узнали, что действительно Германия капитулировала, и наступил долгожданный День Победы. Мы обнимались, поздравляли друг друга! Радости не было конца! Потом было общее построение полка, где наши командиры торжественно объявили, что война закончилась, что советский народ одержал победу над врагом. Это был самый великий праздник, который навсегда остался в памяти!

После окончания войны воинская часть, где служил Николай Данилов, еще в течение двух месяцев в городе Гуан возле Желтого моря занималась погрузкой японских военных запасов и сопровождением этих грузов до советских границ…

Демобилизовался Николай Иванович только в декабре 1946 года. Помнит, какой долгой была его дорога в родную Якутию — ехал более полутора месяцев. Только в январе 1947 года добрался до дому. А потом началась мирная жизнь, о которой он так мечтал…

Трудовой стаж – 45 лет

После войны Николай Иванович работал в родном Таркайинском наслеге Нюрбинского района секретарем сельсовета, затем в течение трех лет трудился председателем сельсовета. Позже перешел в систему потребкооперации, заочно окончил Якутский кооперативный техникум Роспотребсоюза. А затем два года учился в Иркутске в торговой школе.

Общий трудовой стаж Н.И. Данилова составляет 45 лет, из них 40 он посвятил системе потребкооперации. Только в «Холбосе» проработал 25 лет! Также Николай Иванович трудился в госторговле, на протяжении десяти лет работал в «Тресте столовых и ресторанов» — был директором столовых № 11 и № 7.

Н.И. Данилов является «Отличником советской потребительской кооперации», «Почетным работником торговли Республики Саха (Якутия)». Также он отмечен Знаком отличия «Гражданская доблесть», орденом «За вклад в развитие потребительской кооперации России». Много у ветерана войны и боевых наград – награжден орденом «Отечественной войны 2 степени», медалями «За победу над Японией», «За доблестный труд в годы ВОВ», многими юбилейными медалями.

У Николая Ивановича большая, дружная семья. Свою любовь он встретил уже после войны. В 1948 году они с Агафьей Прокопьевной поженились. Родилось четверо детей – три дочери и сын. В любви и согласии супруги прожили 62 года. К сожалению, пять лет назад Агафья Прокопьевна покинула этот мир. Сегодня Николай Иванович любовь к жизни черпает в общении с пятью внуками и четырьмя правнуками, встречах со школьниками, студентами, активной общественной жизни.

Не сидеть без дела!

Несмотря на свои 90 лет, Николай Данилов бодр и энергичен. Я поинтересовалась, в чем же секрет его жизненной активности.

— Надо больше работать физически. Посмотрите, нынешнее молодое поколение совсем мало двигается, много времени за компьютером проводит. Это плохо. А я с малых лет всегда много трудился. И даже выйдя на пенсию, стараюсь не сидеть без дела, не чураюсь никакой работы — три дачи построил, два года подрабатывал столяром, даже дворником работал. Главное, ты не сидишь в четырех стенах, а чем-то занимаешься физически, да еще на свежем воздухе. Конечно, за своим здоровьем слежу – по утрам постоянно делаю зарядку, гимнастику для рук и ног, 40-50 приседаний, а это, я думаю, не всякий сможет сделать в 90 лет. Может, поэтому до сих пор еще хожу, вожу машину. Мой водительский стаж — более полувека, нынешняя «Нива» по счету уже 13-я моя машина. Что еще? Не курю. Бросил в 40 лет после того, как стал кашлять желтой мокротой. Помню, как взял свои папиросы, сломал их и бросил в печку. С тех пор не курю. Мое мнение по поводу алкоголя: надо соблюдать меру, ведь, выпивка вредит здоровью. Молодому, подрастающему поколению хочу пожелать: учитесь, работайте, следите за своим здоровьем и будьте счастливы, ведь в такое хорошее, мирное время вы живете!

фото автора и из архива Н.И. Данилова

Поделиться