1606

26 июня 2015 в 16:35

Травмоцентр: на старте

Кажется, что этот операционный стол ничем не отличается от сотен других. На самом деле разница колоссальна. - Пластик, из которого он изготовлен, прозрачен для рентгеновских лучей, - объясняет руководитель травматологического центра 1 уровня Анатолий Горохов. - А значит, сделать рентгеноскопию, чтобы определить, к примеру, локализацию перелома кости, можно, не поднимая пациента и не беспокоя его лишний раз. Особенно это удобно, если он без сознания...

Успеть помочь

…В Республиканской больнице №2 – ЦЭМП практически все готово к официальному открытию еще одного подразделения – травматологического центра 1-го уровня. Его создание началось в 2014 году, когда между Минздравом России и правительством республики было подписано соглашение о том, что Якутия становится участником федеральной Программы по снижению смертности от дорожно-транспортных происшествий. Согласно ему в республике в принципе должна измениться вся система оказания травматологической помощи. Процесс уже идет: в Якутске и районах создана сеть травмоцентров трех уровней.
13_20150629115619_29496
Первый объединит усилия Республиканской больницы №2, где будут обслуживать травмированных взрослых, и педиатрического центра РБ №1 – НЦМ, где лечат детей. Им предстоит координировать всю профильную службу региона. Травмоцентры второго уровня – это межрайонные травматологические центры в Майе, Мирном, Нерюнгри, Алдане, Нюрбе. Третий максимально приближен к оживленным автотрассам «Лена», Вилюй», «Колыма» – функции этих травмоцентров взяли на себя ближайшие районные и городские больницы.
Каждый из них решает задачи определенной сложности. В соответствии с этим они и оснащены.

– К примеру, на 3-м уровне, где оказывают первичную помощь, достаточно иметь травматологические и реанимационные койки в хирургическом отделении, – говорит А. Горохов. – На 2-м уровне должен быть уже полноценный травмоцентр, с реанимацией, отделениями травматологии и хирургии, доктора которого в состоянии прооперировать пациента с более серьезными травмами. Если же потребуется специализированная помощь, его перевезут в Якутск – в региональный травмоцентр.

Цель программы – свести к минимуму летальность не только при ДТП, но и всех тяжелых травмах. А для этого, говорит Анатолий Николаевич, первым делом пришлось разработать маршрутизацию пострадавших. Ведь беда может случиться где угодно, что для Якутии, с особенностями ее географии, особенно актуально. И самое главное в подобных случаях – не только успеть на место трагедии, но и экстренно доставить пациента туда, где ему смогут помочь.

Стоит заметить, что федеральная Программа снижения смертности от ДТП, участницей которой два года назад стала Якутия, логично продолжила реорганизацию травматологической службы Якутии. А начал ее еще один федеральный проект – Программа модернизации здравоохранения, в рамках которой в районах и появились межулусные травматологические центры. Они не только сделали доступнее такую медицинскую помощь для жителей районов, но и заметно разгрузили больницы Якутска. Многие экстренные операции, которые раньше делались только в РБ №2 – ЦЭМП, теперь выполняют травматологи в улусах. А все благодаря оборудованию, которое удалось закупить в рамках этих программ!

Все под рукой

…Театр, как известно, начинается с вешалки. Региональный травмоцентр – с отдельного входа в приемном покое Республиканской больницы №2 – ЦЭМП. Именно сюда – в малую противошоковую операционную – бригады «Скорой помощи» будут доставлять пациентов с тяжелейшими травмами, большой кровопотерей, в шоке…
13_20150629115616_67862
Здесь у врачей под рукой не только то, что нужно для первой помощи пациенту: аппаратура для переливания крови, дифибриллятор, лекарства и т.д. Теперь в одном месте сконцентрировано и необходимое диагностическое оборудование: УЗИ, рентген и т.д. И если раньше для того, чтобы уточнить диагноз, пациента нужно было возить на диагностику по разным кабинетам и это занимало многие часы, теперь точный вердикт выносится в считанные минуты. Причем здесь же, на месте.

А самое главное, что все манипуляции можно делать параллельно. Например, выводить пациента из шока и оперировать, сопоставляя костные отломки. Собственно, ради этого и открывали противошоковые операционные – этот пункт был одним из обязательных требований федеральной программы. Почему?

– Болевой шок – тяжелейшее состояние, чревато высокой летальностью. Чем быстрее выведешь пациента из него, тем больше шансов спасти его, – говорит А. Горохов. – Раньше, когда в приемный покой поступал такой пациент, его старались побыстрее перевезти в реанимацию, а хирургическую помощь оказывали по минимуму. Считали так: пусть сначала придет в себя, а все остальное сделаем потом. Сейчас стратегия изменилась: противошоковые мероприятия и операция идут одновременно. Благодаря этому пациент восстанавливается намного быстрей. Логика оказания помощи таким пациентам меняется в принципе…

Потому пострадавших встречает не один дежурный терапевт регионального травмоцентра, а целая бригада: травматологи, анестезиологи, хирурги… Причем с больным они работают одновременно – здесь для этого предусмотрено все. Кстати, хотя региональный травмоцентр официально пока не открыт, но за два месяца использования противошокового оборудования помощь уже успели оказать 80 пациентам.

…Рядом с операционным столом – мобильная рентген-установка – постоянный помощник травматологов.
13_20150629115606_25599
– Изображение выводится на монитор. Врач видит поврежденный сегмент и тут же принимает решение о тактике лечения. А поскольку рентгеноскопию можно вести прямо по ходу операции, то это позволяет выполнять еще и малотравматичные хирургические вмешательства, – комментирует А. Горохов. Кстати, точно такие же аппараты работают и в районах – в травмоцентрах второго уровня.

…Республиканская больница №2 – ЦЭМП, которую традиционно называют «военно-полевым госпиталем», оказалась наиболее подходящим кандидатом для открытия на ее базе регионального травмоцентра. Именно здесь находятся отделения, которые ежедневно принимают основной поток травмированных пациентов: травматологическое, хирургическое, челюстно-лицевое и т.д. Поэтому они тоже вольются в состав регионального травмоцентра. Тем не менее кое-что – в соответствии с федеральными требованиями – пришлось переделывать или создавать.

Так, помимо малой противошоковой операционной организуется отделение сочетанной травмы и пр. На оснащение их всем необходимым ушло около 147 млн руб. На эти средства приобрели МРТ, рентген-аппараты и пр., а еще сделали специальный ремонт.
13_20150629115614_11892
Сегодня, когда все, наконец, отремонтировано и оборудовано, осталось главное – отшлифовать взаимодействие между травмоцентрами всех уровней так, чтобы процесс спасения пациента шел без сбоев.

Ведь цель проекта – успевать к больному как можно раньше. В идеале – в пределах «золотого часа». Тогда, когда многих еще можно спасти…

Кстати!

Врачи просят депутатов разобраться с мотоциклами

Доктора считают, что нужно законодательно запретить езду в городской черте на гоночных мотоциклах с большим объемом двигателя. Иначе поток покалеченных мотоциклистов и пешеходов будет расти год от года. Такую точку зрения высказал, в частности, и заведующий региональным травмоцентром Анатолий Горохов.
13_20150629115608_24513
– Года два назад большой проблемой для нас стали легкие мопеды, скутеры, мокики, на которых можно было ездить без прав, что и делали все, кому не лень. Лето для врачей становилось сущим адом – кого только ни везли! Детей, подростков, пьяных… Попадали в страшные аварии – поступали к нам.

Наконец, в 2014 году Госдума РФ законодательно приравняла мокики к транспортным средствам, от их владельцев стали требовать права. После этого число желающих прокатиться резко пошло на убыль. Соответственно и число жертв аварий на мопедах и скутерах.

Сегодня появилась новая проблема – гоночные мотоциклы, те, что могут развивать скорость 200-300 км/час. Именно их водители, как, впрочем, и жертвы поступают к нам с самыми тяжелыми травмами.

…Многие доктора полагают: городские улицы и жилые дворы – не место для езды на мотоциклах. И если двухколесные машины с маломощным двигателем никому особо не угрожают, то трековые мотоциклы они называют «оружием дальнего поражения». Они опасны и для тех, кто ими управляет, и для окружающих. – Так почему бы не принять соответствующий законодательный акт, который бы разрешал владельцам гоночных мотоциклов ездить на них только за пределами жилых микрорайонов. Хотят езды с ветерком – пусть гоняют на специально оборудованных площадках, – сказал А. Горохов.
И надо думать, к докторам, которые едва ли не ежедневно вытаскивают таких пациентов с того света, стоит прислушаться.

Поделиться