1276

28 августа 2015 в 10:50

Как зеницу ока!

Человек быстро привыкает к хорошему. А потому тем, кто родился в ХХI веке, трудно, наверное, будет понять, почему когда-то офтальмологическая больница Якутии именовалась трахоматозным диспансером. И что это вообще за болезнь такая - трахома? Между тем ликвидация трахомы - инфекционного заболевания, заканчивавшегося полной слепотой, - одно из достижений офтальмологов республики, которые 25 августа отметят 90 лет своей службы. Именно в этот день Наркомздрав распорядился организовать в Якутске трахоматозный диспансер со стационаром на 15 коек.

– Впрочем, так называемые «глазные отряды» действовали еще в царской России, – рассказывает главный внештатный офтальмолог Минздрава РС(Я), заведующая отделением Якутской республиканской офтальмологической больницы Екатерина Захарова. – В 1910 году в Якутию прибыл первый такой отряд по приглашению епископа Макария и губернатора И.И. Крафта. Дело в том, что в Якутии трахомой страдали многие. После революции же 1917 года работа развернулась с особой силой…

Уже к 1942-му больных в диспансере принимали 5 окулистов и 10 медсестер. А к 1959 году в Якутии были развернуты 15 трахоматозных диспансеров, 506 трахоматозных пунктов. Результаты не замедлили сказаться, и они были впечатляющими: если в 1953 году в Якутии было более 39 тысяч больных трахомой, то уже к июлю 1960-го их число снизилось до 20 тысяч, а в конце 1961 года составило чуть более 6 тысяч человек. С 1964-го трахома в Якутии больше не регистрируется.

За этим колоссальный труд десятков людей, которые, имея в своем распоряжении самое нехитрое оборудование, сумели-таки одолеть недуг, когда-то считавшийся непобедимым.
…Победа над трахомой стала первым крупным успехом офтальмологов Якутии, но далеко не последним. Сегодня в Якутии лечат катаракту, глаукому и массу других сложнейших заболеваний глаз, благодаря чему якутянам уже не приходится ехать в центральные клиники.

Екатерина Кимовна показывает святая святых больницы – две операционные, оборудованные столами с микроскопами новейшего поколения. За смену здесь выполняют 50 операций.

– Эти аппараты позволяют выполнять максимально щадящие операции, – объясняет она. – Например, при оперативных вмешательствах по поводу катаракты выполняется разрез всего в 2 мм. Этого достаточно, чтобы установить суперсовременные тонкие хрусталики, которые изначально находятся в сложенном состоянии. В таком виде они вставляются в глаз и там расправляются…

В последние годы в ЯРОБ освоили немало новейших методик лечения, которые позволили свести к минимуму послеоперационные осложнения. А значит, охватить как можно больше пациентов: разного возраста и сопутствующих болячек.

Одна из них – непроникающая глубокая склеэктомия. Ее делают пациентам на ранних стадиях глаукомы. В 2011 году были сделаны 343 такие операции, в 2012-м – 405. Для лечения тяжелых форм окулисты в больнице начали осваивать дренажную хирургию – это когда в переднюю камеру глаза вживляются импланты, понижающие давление.
Разумеется, лечебные новации были бы невозможны без технологического перевооружения. Сегодня в распоряжении врачей ЯРОБ оборудование для витреальной хирургии, то есть оперативных вмешательств внутри глазного яблока. Это позволило взяться за целый спектр новых для них патологий глаз, например, при диабете…

А лазерная система для рефракционной хирургии Alcon WaveLight Refractive Suite дала возможность корректировать не только близорукость, но и дальнозоркость.

– Сегодня мы делаем полный спектр офтальмологических операций, исключая разве что злокачественные новообразования, пересадку роговицы и т.д., – говорит Е. Захарова. И добавляет: не исключено, что когда-нибудь и роговицу пациентам будут пересаживать в Якутске. «Мы подошли к этому уже вплотную», – поясняет она.

27-28 августа в Якутске пройдет научно-практическая конференция «Офтальмология Якутии – 90: этапы и перспективы ликвидации устранимой слепоты». Помимо офтальмологов Якутии ее участниками станут представители ведущих клиник России: ФГБУ МНТК им. С.Н. Федорова (Москва,  Санкт-Петербург, Иркутск), Научно-исследовательского института им. Гельмгольца (Москва), Территориального диабетического центра (Санкт-Петербург), офтальмологического центра (Улан-Удэ). Речь пойдет не только о том, что уже удалось сделать, но и о методиках диагностики и лечения, которые еще только предстоит взять на вооружение.

Поделиться