1501

28 августа 2015 в 15:03

Преображенский храм Якутска: начни паломничество прямо сейчас!

Главному храму Якутии 170 лет ...На часах полдень. На улице пекло. А в Градоякутском кафедральном Преображенском соборе - благодать! Будто кто-то накрыл твою насквозь пропеченную макушку прохладной ладонью, да руку свою отнять забыл.

– Дай покоя, Господи! – вздыхает у иконы Спасителя женщина в пестром платочке. Старается шептать тихо, но слова разносятся по храму, и те, кто поблизости, ненароком оказываются вовлечены в водоворот чужих житейских страстей.
13_20150828075456_97729
У противоположной стены, у канона, – мужчина. Установил поминальную свечечку. Теперь стоит недвижимо и прямо. Он, пожалуй, единственный, кто как будто не слышит ни этого громкого шепота, ни цоканья каблуков, ни гулкого уханья входной двери. Плечи вздернуты, спина напряжена, словно натянутая тетива…

Так бывает, когда человек ведет про себя молчаливый диалог с тем, с кем договориться не удалось, а договорить… Договорить уже не получится.
13_20150828075517_81305
В церкви тем временем начинается незапланированный праздник. Потому что ее настоятель, иеромонах Никандр (Горбатюк) распорядился показать дотошному журналисту храмовые святыни. Их сейчас выносят из алтаря – одну за другой.
Святынь много. А могло бы быть еще больше.

– В нынешнем августе, на Преображение Господне, храму исполнилось 170 лет, – рассказывает отец Никандр. – Он старше епархии, у которой в 2015-м 145-летний юбилей. Именно столько лет назад она стала самостоятельной… Сначала церковь была деревянной, потом дерево заменили на кирпич. А затем, после революции, ее фактически убили: снесли купола, содрали кресты, уничтожили иконостас…
13_20150828075506_83908
Сколько святынь, хранившихся в храме на протяжении почти сотни лет, погибло в атеистических топках, уже не установить. Но как только возрожденный из руин он был заново освящен, началось наполнение его тем, ради чего многие едут сюда из самых дальних уголков Якутии, отправляясь, по сути, в настоящее паломничество.

Самая главная святыня Преображенского собора – отец Никандр как раз и держит ее сейчас, бережно приняв из рук дьякона, – это распятие с частицей Креста Господня. Того самого, впитавшего и пот, и кровь Спасителя. Того, на котором окончился Его земной путь…

– Важнее святыни в соборе нет, – поясняет отец Никандр.
Всего несколько раз в год распятие выносят из алтаря для поклонения верующим, и всякий раз это случается по очень весомым поводам: в августе на праздник Изнесения Честных Древ животворящего Креста, на Крестовоздвижение в сентябре и т.д. Зная об этом и стараясь подгадать, люди прибывают в храм заранее. Некоторым ради этого приходится проделать немалый путь.
13_20150828075511_68942
Впрочем, иногда святыня покидает алтарь незапланированно, вне праздничного календаря.
– Подходит, бывает, после службы человек: «Батюшка, мне сейчас так тяжело», – рассказывает отец Никандр. – Ситуации разные: один на грани развода, другой здоровьем близких озабочен, третий сам заболел… А просьба у всех одна: «Нельзя ли приложиться к Кресту?»

Просителям настоятель не отказывает. «Никогда?» – переспрашиваю я.
– Никогда! – утвердительно кивает он. И удивляется: – А разве в таких случаях можно отказать?
13_20150828075503_30448
…Пока отец Никандр показывает и комментирует, люди в храме как бы между прочим придвигаются ближе. Вот подошла дама в цветастом платочке. Обернулся, наконец, мужчина у канона, весь обратившись в слух. Время идет. Но никто не торопится уходить.

Настоятель между тем демонстрирует остальные святыни, хранящиеся в алтаре. Ковчег с частицами мощей сразу нескольких угодников Божьих: святых Иннокентия Иркутского, Феофана Затворника, Иннокентия Херсонского и др. Частицу десницы преподобного Серафима Саровского. Частицу мощей небесного покровителя Якутии, святителя Иннокентия, митрополита Московского – его передали якутскому храму из Троице-Сергиевой лавры, где упокоился один из любимых архипастырей якутян…
13_20150828075500_25275
– В дни памяти каждого из них, а также по окончании первой седмицы Великого поста, когда Церковь празднует Торжество Православия, мы обязательно выносим святыни на середину храма. После торжественного молебна, который совершает епископ, к ним могут прикоснуться все, – говорит отец Никандр.

Впрочем, и эти реликвии, бывает, покидают алтарь в неурочный час. Все по той же причине – когда в отчаянные для себя минуты, уповая на Бога, люди просят любимых святых заступиться за них…
13_20150828075514_54693
…Преображенский кафедральный собор – главный храм Якутии. А потому неудивительно, что подобными реликвиями он богат.

– Здесь находились кафедры всех епископов, возглавлявших возрождаемую Якутскую епархию. И каждый считал своим долгом оставить храму какой-то бесценный вклад, – поясняет отец Никандр.

Большинство из них, кстати, в свободном доступе.
– Помните, несколько лет назад мы все переживали великую радость, когда в Россию доставили пояс Пресвятой Богородицы? Он тогда посетил многие уголки нашей страны, но до Якутии, увы, не доехал. Между тем у нас в храме есть не менее значимая святыня – икона Покрова Пресвятой Богородицы с частицей ее ризы. Кусочек одежды самой Богородицы – только представьте! Когда-то ее передал храму епископ Зосима (Давыдов), – говорит отец Никандр.

Постоянное место образа – в центре храма, у солеи. Именно к ней едва ли не с порога устремляются многие женщины: коснуться, помолиться, поплакаться, попросить…
«Словно за матушкин подол подержалась», – однажды призналась одна из них.
Рядом икона Матроны Московской, чьи мощи покоятся в Покровском монастыре в Москве, – в декабре 2014 года храму ее передал правящий архиерей, епископ Роман (Лукин).
– Сначала мы поместили ее на стену собора, но народ стал просить: «Опустите пониже. Хотим приложиться, но не достаем», – говорит отец Никандр.

Тогда настоятель решил: возложить икону на аналой. Отныне тут ее постоянное место. «Потому что возле образа всегда кто-нибудь да стоит, – объясняет он. – Привозят больных, приводят детей. Одни Матронушку благодарят, другие просят…»

…Тут же, у окна, образ Пресвятой Троицы – написан на куске коры мамврийского дуба, под которым Господь явился Аврааму. Сам дуб в Хевроне, на Святой земле. Для того, чтобы задержаться возле него хотя бы на 10 минут, паломники со всего света – Якутия не исключение – вынуждены преодолевать тысячи километров и несколько часовых поясов. Спрашивается, где Хеврон, а где Якутск? Но вот и их, таких далеких, связал между собой кусок коры палестинского дуба, лишний раз напомнив нам о Том, кто всегда среди нас…
А вот икона покровителей супружества Петра и Февронии с частицами их мощей. Сами святые угодники покоятся в Муроме, куда обычно и устремляются те, кто желает наладить семейную жизнь. Якутянам же в далекий Муром, получается, ехать вроде уже и незачем… Просить Петра и Февронию о своем семейном счастье они идут в Преображенский храм.

…Те, кто был в церкви, ушли лишь тогда, когда отец Никандр закончил рассказ. И шептунья в платке, и мужчина у канона, и остальные, что слушали поодаль, стараясь не мешать.

Но перед этим все они спешили коснуться губами святынь, которые ради рассказа настоятеля ненадолго вынесли из алтаря. Склонившись, тихонько проговаривали им молитвы и просьбы и были явно рады этой неожиданно подвернувшейся счастливой оказии.

А когда потом друг за другом, уходя, они ныряли в тугой зной полуденного солнца, было ясно: теперь и эти люди будут знать, что прийти в Градоякутский Преображенский храм – все равно, что отправиться в паломничество в разные концы света. Одновременно!

Полностью материал опубликован в журнале «Якутские епархиальные ведомости» (август, 2015)

Поделиться