1069

22 января 2016 в 12:01

Поколение белоручек

Педагоги бьют тревогу: дети ХХI века на «ты» со сложнейшей цифровой техникой, но зачастую не в состоянии обслужить самих себя. Более того! Нынешнее поколение 14-17-летних не умеет многое из того, чем прекрасно владели их сверстники 20-30 лет назад.

И дело тут даже не в том, что в мире, который стремительно завоевывают новые технологии, все меньше места ручному труду. Из учебного процесса нынешних школ практически исчез один из наиважнейших элементов воспитания – труд.

— Для того, чтобы организовать банальное дежурство детей в школе, надо обязательно согласие родителей получить, — рассказывают педагоги одной из школ Якутска. – Причем, речь идет не о том, чтобы, скажем, деревья на пришкольной территории посадить, что было обычным делом раньше. Максимум, о чем можно попросить ребенка, это протереть классную доску или полить цветы…

Другими словами, на вполне безобидную просьбу педагога вытереть классную доску, юный недоросль теперь вполне может заявить, что это обязанность самого преподавателя. Более того, пригрозить прокуратурой!

Таким положением дел педагоги и родители обязаны целому ряду документов, благодаря которым детский труд был запрещен законодательно. Вероятно, когда в 2003 году Россия ратифицировала Конвенцию о запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда, хотели, как лучше. Получилось же, что вместе с водой выплеснули и ребенка.

Впрочем, тенденция превращения российских школ исключительно в образовательные учреждения, у нас в стране наметилась еще в 90-ые годы. Сегодня же, судя по всему, они окончательно рискуют превратиться в «поставщиков знаний» и только, где разрушено все, чем всегда славилась советская школа – воспитание всесторонне развитой личности. Ведь в новой редакции федерального Закона «Об образовании в РФ» понятие «трудовое воспитание» фактически не фигурирует.

Между тем, педагоги убеждены: ликвидация трудового воспитания не столь безобидна, как может показаться на первый взгляд. «Мы получим поколения, которые ни на что не способны, — считают они. – Нынешние дети не готовы принимать на себя ответственность, они не самостоятельны, поскольку за них все делают родители. Они не умеют думать. Они равнодушны ко всему…»

Другими словами, невозможно вырастить человека, который умеет и любит трудиться, если не приучать его к этому с малых лет. Впрочем, плоды такого «воспитания» общество уже пожинает. Современные офисы наводнены новоиспеченными специалистами, которые работать не особо хотят, зато претензии на зарплату предъявляют нешуточные.

Стоит заметить, что эта проблема волнует многие регионы России, и каждый тут «спасается», как может. В Красноярске, к примеру, как сообщила недавно одна из российских газет, родители и педагоги создали даже «инновационную школу с трудовым воспитанием», чтобы обойти статью закона об «эксплуатации детского труда».

Но очевидно, должно появиться общее решение – для всей страны. И им, вероятно, должны стать поправки в федеральный Закон «Об образовании в РФ», которые уже готовят в ряде регионов. Россия не имеет права превращаться в страну белоручек…

Поделиться