1112

27 января 2017 в 12:04

«Дорога жизни» Веры Слободчиковой

Одним из тех блокадников, которых вывезли в марте 1942 года по Ладожскому озеру, была Вера Яковлевна Слободчикова. Тогда ей было всего пять лет, но она хорошо помнит, как их семья ехала в «полуторке» по «Ледовой дороге жизни», спасшей жизни тысяч ленинградцев.

Большая семья Карьялайнен до войны жила в деревне Малые Пороги Всеволжского района Ленинградской области. В семье было девять детей. Жили как и все в то время – трудно, но дружно.

Их деревня стояла прямо берегу Ладожского озера, на противоположной стороне находился Ленинград. Детская память сохранила лишь отрывочные воспоминания о военном времени. Но один эпизод, связанный с началом Великой Отечественной, Вера Яковлевна помнит хорошо.

– Стоял август 1941 года. В то время мне было пять лет, и я с другими ребятами играла на берегу озера. И вдруг мы увидели двух солдат в незнакомой форме. Они подошли к нам и спросили, что это за деревня.

– Мы очень испугались, ничего не ответив, побежали домой, – вспоминает Вера Яковлевна. – Переступив порог дома, я сказала маме, что какие-то дяденьки ходят по берегу. Она выглянула в окно и ахнула: «Это же немцы!». И приказала нам быстро собираться и уходить в лес. Получилось так, что враги заходили в нашу деревню с одной стороны, а мы в это время с другой стороны уходили в лес. Таким образом, в лес ушла вся наша деревня. Мужчины вырыли несколько землянок, и мы жили в них всю зиму, до марта 1942 г. В каждой – по несколько семей. А поскольку наша семья была большая – мама, папа, дедушка с бабушкой и девять детей – поэтому мы жили сами, в одной землянке.

Вера Яковлевна с дрожью в голосе рассказывает, как они выживали, как вокруг умирали от холода, болезней и голода люди…

– Помню, мы всегда были голодными. И мама варила нам кисель из овса, которым кормили лошадей. Добавляла немного молока, вот этим киселем мы и питались. Еще я помню, как один раз зашла в другую землянку. Был день, но почему все, как мне показалось, спали. Я прибежала домой и спросила у мамы: «А почему там все спят? Уже ведь день!». На что она ответила: «Не ходи туда больше, доченька. Они все мертвые…» А ведь землянка эта была большая – там жили более десяти человек и все они умерли от голода… Также помню, как мы один раз вышли на улицу и увидели на той стороне Ладожского озера большой дым. Я спросила у папы, а он ответил, что это фашисты бомбят Ленинград…

Спасение к жителям деревни Малые Пороги пришло в марте 1942 года. Тогда их всех, в том числе и семью Карьялайнен (из девятерых детей в блокаду выжили шестеро) – голодных, обессилевших, еле стоящих на ногах повезли вначале на лошадях, а потом уже на грузовиках по Ладожскому озеру на «Большую землю». Там посадили на поезд и повезли дальше, в тыл. Вера Яковлевна говорит, что по дороге тоже умерло много людей. Кормили на остановках. А многие не знали, что голодным нельзя сразу много есть, поэтому умирали от заворота кишок. Так не стало двух братьев Веры…

Измученных людей везли в далекую Якутию. Вера Яковлевна помнит, что по дороге им пришлось зимовать в какой-то деревне, жили в бараках. Там умерла одна из сестер Веры. Видимо, такая же участь постигла и дедушку с бабушкой, только об этом маленькой девочке не говорили родители. А когда открылась река, людей посадили на баржи и повезли дальше.

– Из нашей, некогда большой семьи, остались только сестра Катя, брат Андрей, мама, папа и я. Нас довезли до Олекминского района. Высадили на лесозаготовительном участке. Жили в общем бараке. Отец работал на лесозаготовке, мама и брат тоже. В 1943 г. умер отец, через год – мама. Поэтому мы остались сиротами. Брат в 1947 г. уехал в Якутск, окончил курсы киномехаников и осел в Амге. Через год в Якутск переехали и мы с сестрой…

По существу, далекая Якутия стала для Веры Яковлевны второй родиной.  Здесь в 1954 г. она вышла замуж, в 1957-м окончила финансовый техникум. По направлению уехала работать в Усть-Майский район. Сначала трудилась в отделении статуправления, затем главным бухгалтером в райсовете и на техучастке. Вела большую общественную работу – на протяжении многих лет возглавляла райком профсоюза госучреждений Усть-Майского района. Ушла на пенсию только в 70 лет, ее трудовой стаж составляет 49 лет! В 2010 г. семья Слободчиковых переехала в Якутск. С мужем воспитали троих дочерей. У них семь внуков и три правнука.

Несмотря на блокадное детство, сиротство, жизнь в интернате, трудности, которые встречались на ее пути, Вера Яковлевна не потеряла своего жизненного оптимизма, стойкости и веры в лучшее. А на таких, как она, и держится этот мир…

Ирина РОМАНОВА

Поделиться