1185

21 апреля 2017 в 13:07

Как выживают региональные газеты? Как могут!

Форум, семь лет назад инициированный редакцией журнала «Журналист», изначально ориентирован, прежде всего, на региональную прессу. Лучший опыт краев, республик и областей, лучшие практики, наиболее успешные кейсы… Сюда приглашают тех, кто сумел не только выстоять вопреки всему, но и шагнуть вперед. Здесь есть, что послушать и намотать «на ус».

Впрочем, общий вывод от всех выступлений был таков: издания продаются лишь тогда, когда читатели находят в них что-то интересное. Это аксиома, от которой никуда не уйти.

Главный редактор газеты «Наше время» (Ростов-на-Дону) Вера Южанская рассказывала:

– Да, старая аудитория по вполне естественным причинам покидает нас, но мы пытаемся привлечь новых читателей. Одна из самых популярных  акций последних лет – это выезды с шоу-программой в малые города и поселки области. Заранее  отправляем туда журналистскую бригаду: раскапываем жизненные истории, находим земляков, которые уехали из этих мест, записываем их видеоприветы малой родине и т.д.  Потом устраиваем праздник: туда приезжают наши журналисты с уже готовыми видеосюжетами,  привозят подарки и т.д. Одновременно идет подписка на  газету.

У маленькой районки «Октябрьские вести» (ХМАО-Югра) оказался совсем иной рецепт выживания.

– Ханты-Мансийский автономный округ отдаленный. Свежей тут считается газета, которая пришла на третий день. И все равно новости  местные жители получают с пылу-жару, потому что мы зарегистрировали свой интернет-сайт и он нам приносит деньги: местная власть размещает на нем свои нормативные документы. А мы избавили от официоза свои печатные страницы, что очень нравится читателям, — рассказывала главный редактор Наталья Ермакова. —  Благодаря тому, что мы «пошли в соцсети», не затухает популярная рубрика «Что мешает жить комфортно?», которую ведет глава района. В каждом печатном номере она отвечает на вопросы, которые  поступают на сайт… А однажды мы задумались: о чем сегодня редко прочтешь в газете? И поняли: о тех, кто рядом. Так родились быстро ставшие суперпопулярными людские проекты – рассказы о соседях, знакомых, друзьях…

Воронежцев пригласили рассказать, как им удалось реанимировать систему распространения периодики, отстояв газетные киоски, которые муниципальные власти нещадно закрывали по всей стране. Оказалось, издатели и распространители печатной продукции там объединились, создав специальный комитет при областной Торгово-промышленной палате. В итоге, рассказывал гендиректор ИД «Свободная пресса» Юрий Таранцов,   вышло новое распоряжение городской администрации, где была определена карта размещения киосков, и издан приказ, где впервые было регламентировано: 1 киоск – на 1500 жителей.

– Более того, наш губернатор поставил задачу развития прессы в области. В итоге в 2017 году тираж районных газет составил  151 тысячу экземпляров. Их розница выросла в 15 раз, но  80%  тиража районок распространяется по подписке. Газетные киоски в 2015-2016 годах освободили от налога на землю. Эти суммы должны были быть направлены на реконструкцию сети киосков, — перечислял он.

И надо думать, это тем более важно, что здесь же, на форуме,  прозвучали данные одного любопытного исследования: там, где больше газетных киосков на душу населения, люди чаще ходят на выборы. Мелочь, которая о многом заставляет задуматься…

…У каждого издания – свой рецепт выживания в этом «безумном, безумном, безумном» рыночном мире. Во многом он обусловлен пониманием ситуации региональными властями, а также спецификой газеты и особенностями аудитории, на которую она ориентирована. Безусловно, есть такие рецепты и у нашей газеты «Ил Тумэн», которая, несмотря на специфичность парламентского издания, из года в год сохраняет  подписчиков и даже увеличивает их ряды.

И так же, как десятки других региональных изданий страны, мы  просим тех, от кого это зависит: скорректируйте систему подписки! И тогда «кривая» наших тиражей сама устремится вверх и только вверх…

Елена ВОРОБЬЕВА, Якутск – Москва – Якутск

 

 

Поделиться