978

14 апреля 2017 в 14:56

Митинг как встреча с избирателями

Митинг, что прошел на столичной площади Дружбы в воскресенье, всколыхнул общество, вытащив многих из зимней политической спячки. В принципе, якутян не назовешь ярыми приверженцами протестных акций, тому есть и объективные, природные причины – в минус 40 особо не помитингуешь. Остались мы в стороне да вдалеке и в протестном весеннем движении 2013 года, которое собирало на Манежной площади сотни тысяч москвичей и гостей российской столицы.  

В свое время, в 90-е годы, большая волна протестного движения прошлась и по нашей республике. К примеру, в алмазной столице, как потеплеет, на центральной площади города в каждом ее углу, как до сих пор прекрасно помнят очевидцы, собирались люди под разными транспарантами и политическими знаменами.

…До наших дней «дошли» лозунги с экономическими, а в последнее время, экологическими требованиями, с которыми сравнительно изредка выходят на площади и улицы якутяне.

Заявленная акция объединенной оппозиции также обозначалась изначально под «зелеными» требованиями – «за сохранение активов республики и привлечение к ответственности за их неприбыльную реализацию». Но в итоге экологический крен «внезапно» перевелся на политические требования за отставку руководства Якутии. На это в частности, обращает свое недоуменное внимание доктор социологических наук, депутат двух созывов Ил Тумэна Ульяна Винокурова, называя такую подмену изначально заявленных лозунгов спекулятивной «охлократией». В целом, необходимо отметить, депутаты разных созывов Госсобрания РС(Я) сыграли заметную роль в прошедшем действе, в котором, по подсчетам приняло участие не менее 1500 человек. В числе основных организаторов значился депутат  III  и IV созывов Ил Тумэна Афанасий Максимов, лицезреть на которого, не столь давно вышедшего из мест заключения, очевидно, пришли многие. Но вопрос «Почему Афанасий Николаевич так и не появился на публике?» до сих пор мучает людей – как сторонников, так и противников с другого лагеря. С трибуны выступали Георгий Артемьев и Эрнст Березкин, также в не столь далеком прошлом парламентарии республиканского масштаба. То есть депутаты прошлых созывов продолжают играть, как ни крути, вполне заметную роль на политическом небосклоне республики. И это нормальный процесс.

И то, что якутяне выходят на протестные акции – тоже вполне естественно и отнюдь небезобразно. Так и должно быть в цивилизованном обществе. Даже модно – в тренде политической весны образца нового 17-го.

На днях российские законотворцы дали повод посмотреть на массовые организованные акции с другой стороны.

5 апреля Госдумой в первом чтении принят законопроект, который обязывает депутатов уведомлять органы власти о встречах с избирателями в форме публичных мероприятий. Инициативу внесли на рассмотрение в начале февраля. Толчком, очевидно, послужила многотысячная встреча оппозиционных парламентариев заксобрания Санкт-Петербурга с избирателями на Марсовом поле 28 января, в ходе которой участники высказались против передачи Исаакиевского собора в безвозмездное пользование РПЦ.

Итак, согласно документу, встречи депутатов всех уровней с избирателями в форме публичных мероприятий должны осуществляться в соответствии с российским законодательством о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях. Законодатель также обязан  уведомить власти города о проведении массовой встречи с гражданами. Однако законопроект предлагает упрощённую процедуру –  срок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия сокращается до 7 дней. Тогда как об обычных митингах полагается уведомлять как минимум за 10 дней до их проведения.

«Практика показывает, что 99 процентов встреч с избирателями проходит в форме собраний», — уверена один из авторов документа, член Комитета Госдумы по госстроительству и законодательству  Ирина Белых. – А собрания можно организовать и провести свободно и в любое время в специально отведённом для этого месте, например, в общественной приёмной партии или депутата, или во дворе дома. Но проведение массовых встреч депутатов с избирателями в форме митинга, пикета, демонстрации или шествия требует дополнительного правового регулирования».

Авторы законопроекта не скрывают, что инициатива разработана в связи с тем, что часто под видом встреч с избирателями депутаты проводят митинги. Документ в первую очередь направлен на обеспечение безопасности на массовых мероприятиях.

Спикер Госдумы Вячеслав Володин подчеркнул, что депутаты могут законодательно обязать местную власть предоставлять залы и помещения. Он попросил Комитет по Регламенту проанализировать вопросы, связанные с предоставлением помещений: «Если есть проблемы в регионах с предоставлением помещений, должна быть ответственность». Володин предложил обсудить  вопросы во фракциях и создать межфракционную рабочую группу.

…Речь выше шла по большей части о протестном движении, нетипичном в целом для якутян. Митинговать по-мирному мы как раз-таки любим и, думается, дружно покажем на ближайшей первомайской демонстрации.

Александра БУРНАШЕВА

Справка:

8 февраля депутаты Законодательного собрания Санкт-Петербурга приняли в целом региональный закон, который запрещает депутатам без согласования с исполнительной властью проводить публичные массовые встречи с избирателями. За проголосовали 38 депутатов, 11 высказались против. Губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко вернул без подписания принятый городским парламентом закон, в который предложено внести изменения. По мнению градоначальника, согласовывать необходимо только встречи, на которые приходят более 100 человек. Причем, собираться депутаты с избирателями должны только в «отведенных местах», которые определяет городское правительство.

Поделиться