3656

05 мая 2017 в 14:45

Афанасий Рязанский – первый голова Амгинского улуса

Человек светлого прогрессивного ума. Владел не­мецким языком. Собрал богатую библиотеку, в которой были труды Чарльза Дарвина, Карла Маркса, писателей-гуманистов, клас­сиков русской литературы. Выбрал просветительс­тво, как единственно верный путь преодо­ления отсталости. Строил школы и больницы. Все это об организаторе и первом голове Амгинского улуса Афанасии Петровиче Рязанском. На общей фотографии участников Якутского областного инородческого съезда 1912 года мы видим его во втором ряду слева вторым.    

На инородческом съезде А.П. Рязанский выступил  с речью о возможности назначений стипендий одаренным якутским детям. Он просил уделить особое внимание тем, кто обучается по юридическому, медицинскому, гуманитарному, педагогическому, сельскозяйственному направлениям.

На этом съезде А.П. Рязанский был избран руководителем Комиссии по подготовке прошений в правительство России. Под его непосредственным руководством были подготовлены и направлены на рассмотрение в высшие инстанции в Москву вопросы об отмене ссылки в Якутскую область, о рыбных богатствах Якутской области, по земельному устройству инородцев, по переселенческому вопросу.

Афанасий Петрович Рязанский родился 1 января 1873 го­да в 3-м Чакырском наслеге Ботуруского улуса в зажи­точной семье. В 1890 году окончил 4 класса Якутской классической прогимназии, затем работал писарем Бо­туруского улуса. В 1910 г. он был избран старостой 3-го Чакырского наслега.

В статье главы Администрации МР «Амгинский улус» Александра Артемьева, которая опубликована в книге «Государственное управление и местное самоуправление» отмечается огромная заслу­га А.П. Рязанского в образовании улуса.

На протяжении всей своей жизни Афанасий Рязанский ходатайс­твовал об образовании отдельной самостоятельной ад­министративно-территориальной единицы «Амгинский улус» путем разделения Ботуруского улуса. Этим он вызвал большой общественный резонанс.

Первое прошение в качестве доверенного лица 11 амгинских наслегов гу­бернатору Якутского округа он подал в 1902 году – для этого проделал по тем временам очень серьезный анализ эффективности экономического состояния огромного Ботурусского улуса. Впервые поднял проблемы дорог, поч­товой связи, управления улусом. Доказал низкую эффективность управления обширным многолюдным улусом.

В течение трех лет А.П. Рязан­ский неустанно ставил и инициировал вопросы, дока­зывал и организовывал сбор подписей, оформлял про­шения на имя генерал-губернатора Якутской области. Наконец, улус был образован приказом якутского губер­натора И.И. Крафта от 20 декабря 1911 года, в его состав вошли 14 наслегов.

Жители вновь образованного улуса в 1912 году избрали А.П. Рязанского главой. После избрания он поднял самый главный вопрос – земельный. И добился пересмотра существовавшей в то время четырех­классной системы землепользования, согласно которой население, отнесенное к четвертому классу, не имело права на наделение землей. Введенные им изменения и дополнения в это положение были приняты властя­ми к сведению, изучены и рассмотрены – в результате была установлена трехклассная система. Тем самым был обеспечен доступ всем слоям населения на право иметь собственную землю.

В 1905 году А.П. Рязанский добился решения влас­тей о строительстве школы в с. Сулгачи. В 1917 году на­чал строительство больницы, настоял на положитель­ном решении земской управы. Образованность, талант преобразователя, гражданские качества сделали его при­знанным и уважаемым деятелем в среде якутской элиты.

В статье краеведа П.Д. Петрова «Мысли, изложенные мастерски», вышедшей в журнале «Якутский архив» (№ 1, 2015 г.), можно прочитать об Афанасии Петровиче следующее: «Сохранились воспоминания об этих замечательных людях, об их бесконечных спорах по любым насущным проблемам, начиная с литературы и кончая географией, о мозговых атаках для выяснения истины бытия долгими бессонными ночами. Вот что пишет в своих воспоминаниях средний сын И.П. Шадрина – Георгий: «…Одним из частых посетителей отца, кроме Аммосова и Александрова, были Николай Егорович Афанасьев, Цветков, А. Рязанский, Софронов (педагог), Сивцев, Е. Егасов, А.Д. Широких, А.И. Софронов (драматург), А. Кулаковский (поэт) и другие… Из всех этих приятелей отца меня и Михаила (старший сын И.П. Шадрина) особенно поражали двое: А. Рязанский и А. Кулаковский. Первый своей эрудированностью в области исторических и географических наук. Обладая обширной памятью, при беседах и спорах он давал авторитетные и бесспорные справки. С ним обычно никто не вступал в споры…».

Примечательно то, что после революции он три раза арестовывался ревкомами. Но каждый раз его освобождал тогдашний Губчека.

В 1921 г. Рязанский работал учителем в Одунинской школе Вилюйского округа, затем был назначен  уполномоченным по доставке пушнины из северных  Верхоянского, Среднеколымского, Оймяконского округов. В 1926 году А.П. Рязанский был избран делегатом IV съезда Советов депутатов трудящихся ЯАССР от Амгинского улуса. Одним из основных решений съезда было принятие «О призыве на военную службу». На обсуждении этого вопроса А.П. Рязанский единственный из всех делегатов призвал голосовать против призыва якутов на военную службу. Человек широкого ума, он умел анализировать социально-экономическое, политическое положение и делать определенные выводы. Несмотря на то, что его не поддержал ни один депутат; несмотря на то, что его поступок может быть чреватым для него самого, А.П. Рязанский отстаивал свое твердое убеждение в том, что «всеобщая военизация» для малочисленного народа саха не подходит, она нанесет большой урон генофонду народа саха.

С 1925 по 1927 годы Рязанский являлся членом коллегии Наркомзема ЯАССР, заведовал отделом землеустройства. Как он сам писал, «служил в Наркоземе не на страх, а на совесть, на пользу Якутии и соввласти…».

В ноябре 1929 г. Афанасий Петрович был арестован как «антисоветский настроенный интеллигент», став жертвой необоснованной репрессии. Постановлением тройки при ЯОГПУ заключен в Сибирский концлагерь сроком на 3 года. Но оттуда живым не вернулся. Реабилитирован в 1989 году.

На протяжении многих лет изучением истории семьи Рязанских – отца Афанасия Петровича и его сына Асклифеодота, который эмигрировал за границу, занимается доктор исторических наук, профессор СВФУ Олег Якимов. Еще в 1996 году в журнале «Илин» была опубликована его статья «С клеймом уголовного преступника».

Человеком трагической судьбы, неординарной личностью называет исследователь А.П. Рязанского. В частности, он пишет: «Судя по отзывам родственников, человеком Афанасий Петрович был малообщительным, если не сказать неуживчивым, и уж никак не любителем посещать собрания и сходки. <…> Особенно активно А.П. Рязанский сотрудничал в газете «Якутские вопросы», редактировали которую Г.В. Ксенофонтов и В.В. Никифоров. Даже простое знакомство с такими представителями национальной интеллигенции, какими  были редакторы «Якутских вопросов», свидетельствует о том, что А.П. Рязанский и в кругах интеллигенции Якутска был фигурой заметной. Крепкий сельский хозяин, он пользовался авторитетом не только среди амгинских земляков».

В своей статье Олег Якимов отмечает, что формальным поводом для ареста А.П. Рязанского послужила переписка с сыном. Но, по мнению автора, А.П. Рязанский оказался в поле зрения якутского ОГПУ не из-за писем сына-эмигранта, а по другой причине. Внимание ЧК привлекла «сама его колоритная личность, в которой четко просматривались задатки политического деятеля отнюдь не улусного масштаба». Как пишет историк, А.П. Рязанский был человеком, в котором большевистский режим усмотрел своего политического оппонента и отправил его в небытие, поставил клеймо уголовного преступника.

Также долгие годы исследованием судьбы А.П. Рязанского и его сына Асклифеодота занимается известный писатель, драматург Василий Харысхал. Он работал в архивах КГБ «по делу» Рязанского-старшего, искал следы сына и отца в архивах, библиотеках, газетных и журнальных публикациях по всему миру. Со своими последними находками  – уникальными материалами, документами, фотографиями, связанными с сыном А.П. Рязанского, Асклифеодотом Афанасьевичем, автор ознакомил в одном из номеров журнала «Илин» за 2015 год.

Как пишет Василий Харысхал, Рязанский-младший стал крупным журналистом, освещал вопросы политики, экономики и культуры на английском языке. Жена его Елизавета была из Никольска-Уссурийского, у них родились два сына – Афанасий и Евгений. До 1942 года они жили в Шанхае. Когда начались боевые действия между Китаем и Японией, Рязанские перебрались в Гонконг. Но там главу семьи мобилизовали в британскую армию. В 1949 году он с семьей переехал в Австралию. Там он имел небольшую судовую компанию. Рязанский был центром якутской эмиграции и держал связь с друзьями, живущими в Финляндии, Америке, Китае. Все они сильно скучали по родине. «Размышляя о судьбах Якутии, Асклипиодот Рязанский писал, что ее будущее неразделимо с судьбой России…», – отмечает автор.

Ирина РОМАНОВА

Поделиться