1014

29 сентября 2017 в 12:11

На защите прав медицинских работников

Каждый работник имеет право на охрану труда. О том, как сегодня обеспечиваются права медицинских работников Якутии на безопасные условия труда, нам рассказал технический инспектор труда Центрального комитета профсоюза работников здравоохранения РФ по РС (Я) Василий Брыжаха.

– Василий Викторович, сколько членов объединяет ваш профсоюз, и по каким основным направлениям работаете?
– Якутская республиканская организация профсоюза работников здравоохранения РФ насчитывает 26 315 членов. Мы являемся третьей по численности профсоюзной организацией Якутии после Профсоюза работников народного образования и «Профалмаза».
Главные вопросы, по которым мы работаем – это оплата труда, рабочее время, время отдыха – отпуска, в т.ч. отпуска за вредные условия труда, ненормированность, непрерывный стаж работы. Следующим направлением является правовая работа. Соответственно, это контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, в которых отражены трудовые права. Еще один большой пласт работы – охрана труда. Сюда входит обеспечение прав работников на безопасные условия труда, профилактика производственного травматизма, профессиональных заболеваний, проведение специальной оценки условий труда (СОУТ). А поскольку в нашей отрасли большинство гарантий и компенсаций предоставляется именно за вредные условия труда, поэтому вопрос выходит на первый план. Также большое внимание уделяем работе с молодежью.

– На ваш взгляд, насколько высок уровень доверия людей к профсоюзам?
– Судя по высокой численности членов нашего профсоюза – нам доверяют. Об этом можно судить и по обращениям, которые увеличиваются. Причина в том, что если раньше все было расписано и регламентировано постановлениями Правительства РФ и РС (Я), российских и республиканских Минтруда, Минздрава, то теперь даже Трудовой кодекс РФ, примерно на 70 %, состоит из отсылочных статей. К тому же законодательство очень часто меняется. Также часто меняется и практика по применению трудового законодательства через решения Верховного суда РФ.

– Есть ли конкретные результаты по обращениям медиков?
– К примеру, провели специальную оценку условий труда в Намской ЦРБ, по результатам которой врачу-наркологу и медсестре наркологического кабинета поставили условия труда 3.1. А сейчас по Трудовому кодексу РФ дополнительный отпуск за вредные условия труда предоставляется начиная с класса условий 3.2.
Я дал разъяснение, что согласно ФЗ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» и Постановления Правительства РФ № 482 указанным категориям работников дополнительные отпуска за вредные условия труда в размере 35 календарных дней предоставляются независимо от результатов специальной оценки условий труда. Таким образом, после обращения в Реском профсоюза право работников на получение отпуска в полном объеме, т.е. продолжительностью 35 календарных дней, было восстановлено.
В основном, проблемы у нас стали возникать с отпусками. Но, опять же, есть ФЗ № 421, где в статье 15 части 3 говорится, что если работник по состоянию на 1 января 2014 года имел определенные гарантии и компенсации, то ему порядок и условия предоставления этих гарантий и компенсаций не могут быть ухудшены, а размеры снижены, если его фактические условия труда на рабочем месте не изменились, и это не было подтверждено результатами специальной оценки условий труда. Благодаря данной статье, мы многим работникам через коллективный договор сохранили все гарантии и компенсации за вредные условия труда.
Еще один пример. Как вы знаете, ФЗ № 426 «О специальной оценке условий труда» вступил в действие с 1 января 2014 года. В первоначальном варианте методика ее проведения имела много изъянов. В частности, фактически выводился из оценки биологический фактор – самый главный и неустранимый в работе медиков, за счет которого и давались все основные гарантии и компенсации.
Благодаря активной позиции Профсоюза работников здравоохранения РФ, в январе 2015 года были внесены изменения, и теперь оценка этого фактора обязательна для всех медработников. В августе того же года был издан Приказ № 290 Минтруда РФ, в котором прописана процедура о том, что на отдельных местах медработников СОУТ проводится с дополнительными условиями, которые дают дополнительные гарантии и компенсации нашим работникам. В частности, туда вошла «скорая помощь» и санавиация. И если при СОУТ оценка «травмоопасности» вообще была отменена, то этим приказом именно для санавиации и «скорой помощи» данную оценку вернули.

– Возникают ли трудности в практике применения?
– К примеру, в бытность принятия Трудового кодекса РФ, примерно 70 % статей были прямого, императивного действия, а 30 % – отсылочными. Теперь ситуация изменилась: 30 % – статьи прямого действия, 70 % – отсылочные, т.е. отсылают к коллективному договору, трудового договору, и в связи с этим возникают проблемы.
Далее. Есть действующие нормативные акты СССР, в частности, «Cписок производств, цехов, профессий и должностей», которым работникам за вредные условия труда предоставлялись дополнительный отпуск и сокращенная продолжительность рабочего времени. Что касается последнего, там проблем нет, так как есть Постановление Правительства РФ № 101, который регулирует продолжительность рабочего времени медработников. А с дополнительными отпусками возникает проблема, поскольку по Трудовому кодексу РФ предоставляется минимум 7 дней, а дальше – «творческий полет фантазии». А в «Списке производств» четко расписано, каким категориям медработников отпуск какой продолжительности предоставляется. Сейчас с применением этого Списка возникают сложности.
Но мы сейчас через наше республиканское отраслевое Соглашение с Минздравом разрабатываем новое положение. Будем добиваться, чтобы наши медработники получали минимум 14 календарных дней дополнительного отпуска.

– Как часто вы выезжаете в улусы?
– Ежегодно работники аппарата Рескома профсоюза посещают не менее десяти улусов. Выезжаем планово совместно с Минздравом, Федерацией профсоюзов РС(Я). К сожалению, зачастую мы выезжаем в улусы по проблемным вопросам, обращениям больниц, если возникают какие-то конфликты в коллективах. К примеру, в прошлом году мне три раза пришлось выезжать в Нерюнгринский район.
В этом году за 8 месяцев планово посетили Момский, Хангаласский улусы, в феврале-марте комиссией посетили всю Заречную и Вилюйскую группу районов, проводили встречи с коллективами больниц, проверки соблюдения трудового законодательства, условий и охраны труда.
А 14-15 сентября в составе делегации Федерации профсоюзов РС (Я) посетил Олекминский район. Но цель этой поездки была другая – в районе были организованы Дни Федерации профсоюзов РС (Я). Состоялось подписание Соглашения о сотрудничестве между МР «Олекминский район» и Федерацией профсоюзов. В рамках Дней прошло награждение профсоюзных активистов, устроены семинары и т.д.. К примеру, я встретился с коллективом Олекминской ЦРБ, ознакомил медработников с новым положением по оплате труда, которое будет введено с 1 октября 2017 г., согласно которому кардинально повышаются их оклады.
Отмечу, что это главная наша работа, которую мы два года вели совместно с Минздравом республики. Через Межведомственную комиссию при Правительстве РС (Я), при поддержке председателя Федерации профсоюзов Н.Н. Дегтярева мы добились того, чтобы положение было принято. Считаем это большой нашей победой.

– Что стоит в ближайших планах?
– В этом году исполняется 100 лет профсоюзному движению медиков Якутии. И сейчас наша задача – провести на высоком уровне празднование этой даты. Торжественное заседание пройдет 28 ноября 2017 года в Русском драмтеатре.

Ирина РОМАНОВА

Поделиться