1145

01 декабря 2017 в 13:13

Съезд сенсаций и надежд

Попали в историю! Именно так можно сказать обо всех 700 участниках ХII Съезда журналистов России, который 25 ноября прошел в Москве. А все потому, что во многих отношениях он действительно оказался историческим: новый председатель, новый Устав, новые программные заявления, новые члены…

Всеволод Богданов ушел
Союз журналистов России – одна из крупнейших профессиональных организаций страны: в ее рядах около 50 тысяч членов. И одна из старейших: в 2018 году ему исполнится 100 лет.
Едва ли не самая крупная его региональная организация – в Якутии. Вот почему в нашу делегацию во главе с председателем Союза журналистов РС(Я) Галиной Бочкаревой вошли 25 человек: представители как государственных, так и частных СМИ.
Последние 25 лет – самые сложные в истории новейшей России – СЖР руководил Всеволод Богданов: до этого 11 лет работал в «Магаданской правде», 6 лет был собкором «Советской России», с 1989-го возглавлял Гендирекцию Центрального телевидения Госкомитета СССР по ТВ и радиовещанию.
В 1992-м – тогда в стране разваливалось, кажется все, что могло развалиться – ему было предложено возглавить профессиональный журналистский союз. Знающий тонкости специфики журналистики, понимающий сложности работы коллег в регионах и центре, он сумел главное: усилить влияние СЖ в медийном сообществе и сохранить единство союза, членами которого продолжали считать себя журналисты разных политических взглядов. И при этом оставался демократом: обратиться к нему мог любой и в любое время.
Отчитываясь перед делегатами, Богданов заметил: «Мы существовали самостоятельно. СЖ не пользовался господдержкой, не получал гранты…» Одно из его главных сожалений – о том, что так и не удалось решить главные вопросы медийного рынка. Одна из главных задач, которую надо решить, как можно скорей, – определить правовой статус профессии журналиста. Впрочем, немало проблем у СЖ было и в его финансовой деятельности. Не случайно, выступая на съезде, секретарь СЖР Денис Токарский сказал, что для повышения статуса союза важно повысить эффективность его хозяйственной работы. Впрочем, тут же добавил: «Это больше актуально для региональных отделений СЖР. В Москве на федеральном уровне нам удается решать эту задачу, а значит, мы в состоянии помочь коллегам в регионах».
Впрочем, этой проблемой (как и всеми остальными), теперь придется заниматься уже новому председателю Союза журналистов России. Еще собираясь на съезд, делегаты знали: один из важнейших вопросов – выборы руководителя. Всеволод Богданов свои полномочия решил не продлевать.

У «руля» СЖР – Владимир Соловьев
В претендентах значились трое: секретарь СЖР Роман Серебряный, председатель Союза журналистов Республики Крым Андрей Трофимов и тележурналист ВГТРК Владимир Соловьев (не путать с ведущим телеканала «Россия»). В итоге главой СЖР большинством голосов был избран последний.
В немалой степени, надо думать, этому поспособствовали блестящие характеристики от мэтров российской журналистики. Президент Национальной Ассоциации радиовещателей Эдуард Сагалаев, сказал о нем так: «Соловьева знаю со «Взгляда». Он невероятно трудолюбив и смел. Помню, как он стал собкором в программе «Время» после гибели в бывшей Югославии журналистов Ногина и Куренного. Поехал на их место и достойно возглавлял корпункт. Потом успел побывать во всех «горячих точках»: Чечне, на Ближнем Востоке, объездил мир, оставшись при этом скромным человеком».
А известный тележурналист Александр Тихомиров добавил: «Он известен тем, что никогда не метался между политическими группировками и ни в одну из них не входил. Просто делал честные материалы в защиту людей. Думаю, это та фигура, которая нужна Союзу журналистов сегодня».
Однако более всего убедила депутатов, видимо, программа Соловьева. Он говорил о том, что сегодня волнует каждого из нас: «Мы постоянно слышим, что журналистика умерла, превратилась в пиар. Журналистская профессия размывается легкостью публикаций в интернете, которые может делать каждый. Опровергать вбросы и бороться за правду становится все сложней. И делать это как раз приходится журналистам… Особенно же тяжелое положение у прессы в регионах, где сильнее зависимость от властей».
Программа получилась действительно толковой и адресованной всем и каждому: и журналистам федеральных СМИ, и регионалам. Впрочем, как пояснил потом Соловьев, он заранее предложил всем слать ему на электронную почту идеи по поводу того, как реформировать СЖР. Многое из этого и вошло в программу.
Наиболее важные посылы звучали так:
– Самая главная задача – повысить статус нашей профессии, который в последние годы заметно снизился. К слову журналистов не прислушиваются, не отвечают на критические статьи, как это было в советскую пору. Действенность журналистики надо повышать, возможно даже законодательно. Будем выходить с целым рядом законодательных инициатив…
– Нужно добиться распространения ст. 277 Уголовного кодекса РФ «Посягательство на жизнь государственного и общественного деятеля», которая защищает прокуроров, судей и т.д., и на журналистов…
– Пора повышать размер штрафов для крупных чиновников за отказ от информации…
– Необходимо добиться принятия новой редакции закона о СМИ, который давно лежит в Госдуме…
– Как человек, прошедший «горячие точки», считаю, что журналисты, работающие в таких условиях, законодательно должны быть приравнены к участникам боевых действий…
– Удостоверение члена СЖР нужно приравнять к профессиональному журналистскому удостоверению…

Сенсация за сенсацией
Съезд был богат на сенсации. Они следовали друг за другом, не оставляя делегатам времени заскучать.
Одна из них случилась, когда на трибуну поднялся председатель Союза журналистов Москвы, главный редактор «Московского комсомольца» Павел Гусев.
Он с ходу объявил, что СЖМ готов влиться в ряды центрального союза. И не объясняя, чем вызван этот шаг, закончил речь так, что она утонула в аплодисментах: «Нам делить нечего. Мы готовы объединиться и создать единый российский союз. Хватит работать порознь!» А потом добавил, что на Арбате вскоре появится памятник всем журналистам.
После этого выяснилось, что примеру москвичей готовы последовать еще в двух крупнейших журналистских организациях, доселе сохранявших автономность: Санкт-Петербурга и Татарстана.
Не менее сенсационной оказалась новость и о том, что согласно проекту нового Устава СЖР его председатель не может быть избран более чем на два срока подряд. Таким образом Всеволод Богданов остался в истории российской журналистики самым «долгоиграющим» и – первым Почетным – председателем СЖР.
Впрочем, активно озвучивали свои предложения и регионы. Глава Союза журналистов Дагестана Али Камалов призвал обратить внимание на региональную прессу, издающуюся на национальных языках: « Очень важно ее сохранить!» Коллеги из Тюмени предложили ввести звания «Почетный журналист Российской Федерации» и «Ветеран журналистики». А руководитель медиахолдинга «Ситим» Мария Христофорова попросила обратить внимание на детские издания, журналисты которых зачастую варятся в собственном соку.

Вопрос №1
И все-таки главной темой съезда были вовсе не выборы-отставки и даже не перезагрузка СЖР. Состояние журналистики как профессии и ее перспективы в ХХI веке, – вот рефрен и тревога практически всех выступлений. Даже тех, что следовали после награждений.
– Надо сохранить ту журналистику, которой гордились поколения советских, а потом российских людей, – попросил наш коллега, гендиректор ИД «Норд-пресс» Леонид Левин, которому на съезде вручили почетный знак СЖР «За честь, достоинство и профессионализм».
Удастся ли это новому главе СЖР? Покажет время. Но судя по его настрою, ему тоже не очень импонирует, что в последние годы СЖР стал восприниматься в качестве некоего «автомата» по выдаче членских билетов, причем, часто людям, далеким от нашей профессии, а не цеховой организацией, способной отстаивать профессиональные интересы журналистов. И вот это вселяет определенные надежды…

Елена ВОРОБЬЕВА

Фото автора и Василия Кононова.

Владимир Соловьев: «Мне от вас деваться некуда!»

Поделиться