1267

09 февраля 2018 в 11:49

Первый Профессорский Форум России

1 февраля в Российском университете дружбы народов прошел Первый Профессорский форум «Проблемы современной науки и высшего образования: новые вызовы», в котором приняла участие якутская делегация в составе: Председателя Конституционного суда Республики Саха (Якутия), Председателя Якутского регионального отделения Ассоциации юристов России, профессора кафедры конституционного и муниципального права Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, доктора юридических наук, профессора Александра Ким-Кимэн, Председателя Якутского регионального отделения ООО «Российское профессорское собрание», доктора медицинских наук, профессора кафедры нормальной и патологической анатомии, оперативной хирургии с топографической анатомией и судебной медицины медицинского института Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова Даримы Гармаевой, Заместителя Председателя Якутского регионального отделения «Российское профессорское собрание» - Коллегия профессоров СВФУ, кандидата экономических наук, заведующей кафедрой социологии и управления персоналом Анны Михайловой, Первого Проректора – проректора по образовательной, воспитательной, научной, творческой и международной деятельности Станислава Иванова.

Форум собрал на площадке профессиональной дискуссии о проблемах отечественного образования и науки около тысячи представителей всех ведущих ВУЗов страны, представителей федеральных министерств и департаментов, ректоров и проректоров из 200 ведущих вузов страны, зарубежных гостей из Франции, США, Казахстана, Белоруссии, Украины и Таджикистана, руководителей региональных отделений Российского профессорского собрания и представителей профессорского сообщества России. На Форуме выступило 45 спикеров. Основной повесткой стало обсуждение формирования стратегии развития образования и науки до 2030 года.

Присутствие в зале более 70 ректоров крупнейших образовательных центров России определило исключительно высокий уровень компетентности в поиске путей развития отечественной интеллектуальной сферы. Этот факт был особо отмечен в приветствии Форуму, направленном Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Ольгой Голодец. «Ваше мероприятие собрало лучших представителей научной элиты, которые продолжают многое делать для системы образования в стране», – было подчеркнуто в обращении вице-премьера.

Вопросы модернизации образовательной системы, формирования полноценной университетской среды, повышения конкурентоспособности отечественного образования прозвучали в выступлениях ключевых спикеров Форума.

Так, ректор Российского университета дружбы народов – РУДН, председатель Высшей аттестационной комиссии Министерства образования Российской Федерации Владимир Филиппов подчеркнул значение Форума для формирования системы представительства интересов работников высшей школы, отстаивания их интересов во взаимодействии с государством и обществом. Экс-министр образования отметил принципиальную задачу не только критиковать федеральное министерство образования, но и предлагать идеи и решения, вовлекать чиновников в обсуждение проблем и вопросов, сформулировать 2-3 конкретные проблемы и предложить варианты их решения. Владимир Филиппов также подчеркнул, что Россия может быть сильной только тогда, когда сильными будут ее наука и образование. “Но для того, чтобы наши наука и образование были успешны и конкурентоспособны, необходимо, чтобы те, кто их создает и продолжает славные традиции, заложенные предшественниками, имели высокий социальный статус, пользовались уважением”, – подчеркнул ректор РУДН.

Председатель комитета по образованию Совета Федерации Зинаида Драгункина обратила внимание собравшихся на то, что инициатор проведения Форума – Российское профессорское собрание в настоящее время включило в свои 72 региональных отделения лучших представителей гуманитарных и естественнонаучных отраслей знания. Также, как и Совет Федерации является палатой регионов, РПС объединяет под своей эгидой значительный экспертный и интеллектуальный потенциал субъектов Федерации, который может и должен быть востребован в решении многих насущных вопросов и проблем, связанных с развитием образовательной и научной деятельности, ускоренного формирования в России экономики знаний.

Заместитель министра образования Григорий Трубников представил в своем выступлении проект новой федеральной программы “Научно-технологическое развитие Российской Федерации на 2018-2025 гг.” Реализация данной стратегической инициативы Министерства образования и науки России позволит закрепить статус университетов как основной площадки подготовки кадров для науки, расширит влияние науки на общество повысит престиж карьеры в сфере науки. Программа также нацелена на выявление талантливой молодежи, развитие социальной инфраструктуры ВУЗов, модернизацию кампусов, строительство жилья для сотрудников. Программа предусматривает и серьезное расширение линейки грантов Российского фонда фундаментальных исследований.

Говоря о задачах, стоящих перед российским образованием, председатель комитета по образованию Государственной Думы, декан факультета государственного управления МГУ Вячеслав Никонов отметил, что стране сегодня нужны превосходящие гуманитарные технологии. “Нужно, чтобы достижения оборонно-промышленного комплекса распространялись на все другие сферы. Нам нужно поддерживать пики и бороться с разрухой в образовании”. Депутат подчеркнул, что Россия является страной с самым образованным населением в мире: по рейтингу Организации экономического сотрудничества и развития 60% взрослого образования имеют высшее и среднее специальное образование. В последние годы в стране закрыли огромное количество ВУЗов, не дававших образование, а просто выписывавших диплом. Однако, в этой сфере есть и серьезные проблемы. Так, согласно приведенным в выступлении данным, российские ВУЗы сегодня имеют предписаний и штрафов со стороны контрольных органов за ненадлежащее состояние площадей и помещений на сумму 54 млрд. рублей, но не имеют средств, чтобы устранить эти недостатки. Помочь системе образования призван Федеральный закон о научно-технологических центрах (“Закон о российских кремниевых долинах”), принятый Государственной  Думой Федерального Собрания Российской Федерации в 2017 году.

Выступая с трибуны Первого Профессорского форума, ученый секретарь Высшей аттестационной комиссии Игорь Мацкевич озвучил данные, что сегодня в России насчитывается 29900  профессоров с подтвержденным статусом. Из них больше половины находятся в возрасте 60 лет. По мнению докладчика, это означает, что страну в ближайшее время ждет серьезный “профессорский кризис”. Не способствует обновлению профессорского корпуса и то, что статус профессора в России принижен по сравнению с  кадрами высшей школы в Европе. Так, в Германии статус профессора даже указывается в паспорте рядом с фамилией гражданина, а бюджет любого ВУЗа строится “от профессора”, сначала считается сколько денег профессорам этого ВУЗа нужно на год, а затем рассчитываются остальные затраты на обеспечение учебного процесса.

Приветствуя участников Первого Профессорского форума, ректор Московского авиационного института, председатель комиссии по образованию Общественной палаты Михаил Погосян подчеркнул, что Палата, как ведущая экспертная площадка и важный механизм аккумулирования и выражения интересов гражданского общества, всегда открыта к взаимодействию с профессорским сообществом страны с целью повышения качества отечественного образования, решения имеющихся в этой сфере проблем.

Председатель Российского профессорского собрания, профессор МГИМО-Университета МИД РФ Владислав Гриб подчеркнул особую значимость Форума как площадки взаимодействия общества, бизнеса и власти, открытого обсуждения самых сложных проблем и вопросов в сфере образовательной и научной деятельности. По мнению профессора Гриба, кроме таких крупных и резонансных мероприятий очень важен формат  региональных конференций отделений РПС, проведение отраслевых и специализированных встреч для решения менее глобальных, но не менее острых проблем, стоящих перед отечественной высшей школой и наукой.

В рамках своего выступления Председатель Конституционного суда Республики Саха (Якутия), доктор юридических наук, профессор Александр Ким-Кимэн, обращаясь к своим коллегам, отметил о важной роли профессорского состава в формировании личности студентов, о необходимости модернизации связей университетов со школами в части самоопределения и профессиональной ориентации молодежи, а также об увеличении количества часов изучения правовых дисциплин в рамках общеобразовательных предметов в действующих программах обучения студентов. «Мы должны признать, что в условиях развития современного  общества укрепление социального и правового статуса профессорского сообщества, повышение его авторитета, а также поддержание его высокого профессионального и нравственного уровня невозможно без переосмысления роли профессорского состава в формировании личности современных студентов. Убежден, что наша роль, как лиц, принимающих самое непосредственное участие в формировании личности студента должна стремиться к сохранению и развитию таких базовых ценностей личности, как нравственность, культура, образование, гражданственность и патриотизм. Российскому профессорскому сообществу необходимо осознать, что важно передать следующему поколению не только знания, но и богатый жизненный опыт. Это потребует от нас не только чувства ответственности, но и многого другого, включая постоянное самовоспитание, саморазвитие и самосовершенствование и не только в профессиональном плане»,  – сказал Александр Ким-Кимэн.

Председатель Якутского регионального отделения ООО «Российское профессорское собрание», доктор медицинских наук, профессор Дарима Гармаева, выступая перед коллегами, отметила о необходимости обсуждения и принятия на уровне региона единой концепции и подхода к профессиональному самоопределению учащихся школ, образовательных институтов и профессиональной среды, в том числе проекта «Межрегиональное научно-образовательное сотрудничество для решения вопросов Арктики по стратегическим направлениям развития».

Также в рамках Форума были обсуждены вопросы интеграции образования и науки, расширения экспорта образовательных услуг, роли профессорского сообщества в повышении качества образования.

В целом проведение Форума, как отметил Председатель Российского профессорского собрания, сопредседатель Оргкомитета форума, Владислав Гриб, стало поистине историческим событием, потому что такого в современной России еще не проводилось, учитывая, что Первый профессорским форум стал крупнейшим в России тематическим проектом, организатором которого выступили Российское профессорское собрание и Российский университет дружбы народов.

По итогам Форума была принята Резолюция, которая будет направлена в органы государственной власти.

 

Резолюция  – http://ппф2018.рф/o-forume/

Якутское региональное отделение Ассоциации юристов России

Поделиться