726

18 мая 2018 в 15:23

Дети в Интернете

Как их научить правильно вести себя в сети?
Если раньше родители учили детей не разговаривать с незнакомыми на улице, не открывать дверь в их отсутствие, то сейчас к этим мерам безопасности прибавилось обучение правилам поведения в сети Интернет. Дети, как самая уязвимая и незащищенная категория населения в виртуальном мире, нуждаются в помощи и контроле со стороны взрослых. По всей России запущен широкомасштабный проект по защите детей и подростков в Интернете. Очередь дошла до Якутии.

Проверять и контролировать
Задача федерального проекта – помощь ребенку безопасно работать в глобальной сети, использовать только проверенные информационные ресурсы, научиться отличать надежные источники информации от ненадежных и проверять информацию, которую он находит в Интернете. Об этом во время «круглого стола», посвященного теме безопасности детей и подростков в сети Интернет сообщила глава постоянного комитета Ил Тумэна по науке, образованию, культуре, средствам массовой информации и делам общественных организаций Антонина Григорьева.
Каждый из участников высказал свое правило поведения в сети.
Проректор по информатизации СВФУ Петр Иванов рекомендовал родителям установить защитные программы на устройства, через которые человек выходит в Интернет, это персональные компьютеры, ноутбуки, смартфоны и другие, регулярно обновлять их операционную систему, использовать специальные программы, которые имеют основные средства защиты, применять брандмауэры, создавать резервные копии личных файлов. Докладчик также призвал всех быть осторожными при загрузке различных файлов и не разглашать свои персональные данные. Петр Петрович напомнил о принятом 29 декабря 2010 года федеральном законе № 436 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», который предусматривает систему предупредительных мер получения детьми социально опасной для них информации.

Компьютерная грамота
Советник ректора СВФУ Геннадий Золотарев сообщил, что большое количество школьников и студентов зависимы от компьютерных игр и Интернета. Такое заключение советник ректора сделал на основании результатов социологических исследований, проведенных среди студентов университета. Геннадий Петрович предложил ввести в образовательные программы специальный предмет по культуре пользования Интернетом. «Для эффективной работы должны быть привлечены педагоги, специалисты сферы защиты информации, служб безопасности. Необходимо обучать детей фильтровать информацию, различать плохое от хорошего, что есть в Сети», – сказал он.

Нужен региональный закон
Уполномоченный по правам ребенка Анна Соловьева рассказала о проводимой с 2005 года работе по информационной безопасности детей. «В своей работе мы привлекали не только государственных представителей, но и родителей. Чтобы обезопасить детей, необходимо также просвещать родителей о том, что виртуальный мир опасен и нереален. Работы по интернет-просвещению должны вестись ежедневно», – сказала омбудсмен. На данном этапе Анна Афанасьевна предложила организовать выпуск информационно-просветительских материалов для специалистов и родителей; осуществлять прокат социальных роликов о защите детей от негативной информации; внедрить в образовательных учреждениях, начиная со школы, кончая высшим учебным заведением изучение федеральных законов по безопасности детей в сети Интернет; обучить учащихся ответственному и безопасному поведению в Интернете; своевременно обновлять контент-фильтры в образовательных организациях и создать кибердружины по ведению мониторинга в сети Интернет.
Более того, омбудсмен сказала о необходимости разработать региональный закон «Об информационной безопасности детей в Республике Саха (Якутия)».
Сообщества киберотрядов
Руководитель студенческого объединения «Киберотряд» Александр Сыромятников отметил: «Законы законами, но пока человек сам не научится, как существовать в виртуальном мире, контролировать, наблюдать за всеми не удастся. Человек должен уметь пользоваться льющейся с интернета информацией, знать, как поступить, жаловаться на сомнительные видео, информацию, контент. Есть смысл организовать специальные объединения внутри образовательных учреждений, наподобие нашего. Наша организация призвана создать комфортную и безопасную среду в Интернете, повысить уровень компьютерной грамотности студентов, выявить экстремистские, террористические, другие противоправные аккаунты, оказать помощь правоохранительным органам при выявлении и пресечении деятельности таких контентов».

Главное – бдительность!
Представитель Управления ФСБ по Якутии Ефим Фрунзе отметил высокую активность молодежи в Интернете. «Это вызвано желанием молодых быть причастными к молодежным группам, к какому-нибудь событию, публичным акциям», – сказал Ефим Борисович. Между тем, он сообщил, что эти сообщества зачастую культивируют идеологию насилия. Например, свыше 70 сообществ в сети «ВКонтакте», 28 в «Telegram», свыше 50 в Фейсбук культивируют идеологию насилия в образовательных учреждениях. «В этих сообществах находится до 20 тысяч активных пользователей и все они дети, – сообщил докладчик. – Изучая эти аккаунты, мы пришли к выводу, что информация, содержащая в них, косвенно свидетельствует о подготовке нападения на учащихся в образовательных учреждениях». В России решением суда запрещены свыше 60 аккаунтов в 20 интернет ресурсах. Но, следует понимать, что на движение это никак не влияет. «Не надо создавать иллюзий, что если аккаунт закрыли, он перестал работать. Люди продолжают муссировать тему, давая возможность разработчикам вредоносных аккаунтов создавать другие площадки. Вот почему необходимо учить, просвещать людей, что такие аккаунты несут зло и ничего хорошего они не принесут. Хотел бы добавить, что 85% этих аккаунтов имеют зарубежное происхождение. Хотел бы отметить роль психологов, родителей, администраций школ, без помощи которых нам было бы трудно», – заключил Ефим Фрунзе.
Об открытии новой магистерской программы «Психолого-педагогическое образование» (Информационно-психологическая безопасность в образовательном и социальном пространстве) проинформировала директор института психологии Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова Аида Егорова.


Памятка родителям

Что нужно знать, чтобы подготовить ребенка к поведению в Сети и снизить возможные риски:
– Рассказывайте ребенку об основах поведения в виртуальном и медийном пространствах — зачем на компьютере нужен антивирус, как создатели контента зарабатывают на трафике, что такое холивар; приучайте ребенка к критическому восприятию информации. Обсуждайте с ним информацию из СМИ, интернета и социальных сетей. Также договоритесь с детьми, чтобы они не загружали программы без обсуждения с вами. Объясните, что они могут случайно загрузить вирусы или другое нежелательное программное обеспечение.
– Старайтесь быть в курсе сайтов, которые посещают подростки и дети, в частности, ваш ребенок. Если он зарегистрировался в социальной сети, расскажите ему о том, почему важны настройки приватности, и вместе настройте профиль ребенка таким образом, чтобы нельзя было найти его страницу с помощью электронного адреса или телефона. Расскажите ребенку об интернет-мошенниках и злоумышленниках, интернет-друзьях, спамах, объясните последствия и опасности размещения личной информации в социальных сетях, чатах, мессенджерах и договоритесь с ним, что можно выкладывать.
– Пользуйтесь техническими способами контроля информации, фильтрами, которые не требуют ни вложений, ни сложной настройки.
– Расскажите своему ребенку о том, что такое кибертравля и интернет-тролли. Часто подростки делятся друг с другом паролями от личных аккаунтов и электронных адресов. Объясните, какие опасности это несет. Расскажите, что свои пароли ребенок может передать только родителям, но никак не ребятам, с которыми познакомился в чате. Объясните, что все действия ребенка в сети фиксируются, в том числе фотографии и личная переписка. И эти данные могут попасть к злоумышленникам.


 

Поделиться