694

08 апреля 2019 в 12:43

С заботой о ветеранах

До одной из самых важных дат в истории России -- Дня Победы – осталось меньше месяца. И это хороший повод, чтобы еще раз проанализировать, насколько социально защищены люди, имевшие к тем военным годам самое прямое отношение. А главное, как эти гарантии исполняются на деле.

Подготовка идет
Собственно, именно этому и был посвящен «круглый стол» который прошел в Якутске в рамках IV пленума Совета общественных организаций ветеранов войны, труда, ВС и правоохранительных органов Якутии.
В следующем году страна будет отмечать 75-летие Великой Победы, и, как заявил во время пленума председатель этой организации Вильям Иванов, республика уже начала подготовку к этому. В частности, готов проект указа главы республики о том, чтобы объявить период с 9 мая 2019 по 9 мая следующего года Годом Великой Победы, также утвержден ряд указов, нацеленных на решение насущных проблем ветеранов и т.д.

Диагностика на дому: чаще и больше
На «круглый стол», участие в котором приняли представители многих районных советов ветеранов, а также министерств и ведомств Якутии, были вынесены самые злободневные темы: цены на продукты, высокие авиатарифы и т.д. Однако львиная доля вопросов касалась, как всегда, медицины.
Стоит заметить, что в ближайшие годы медицинскую помощь, ориентированную на пожилых, ждут большие перемены. Речь идет, в первую очередь, о федеральном проекте «Старшее поколение», который является частью нацпроекта «Демография». Они нацелены на то, чтобы принципиально изменить не просто сложившийся порядок, а представление о том, какими должны быть помощь и уход за пожилыми людьми.
– В частности, стоит задача создать систему долговременного ухода, ориентированную на маломобильных граждан: это патронажные службы, специальный скрининг и т.д., — рассказывала главный врач Республиканской больницы №3 Ольга Татаринова. — С 2020 года начнет вводиться дополнительный медицинский скрининг людей старше 65 лет, живущих на селе. Для этого в 2019 году Минтруд Якутии должен закупить специальные автомобили, чтобы доставлять таких пациентов в ЛПУ. Медосмотры ветеранов мы проводим ежегодно, но думаем о расширении объема диагностических исследований. Учитывая, что многим ветеранам войны и тыла уже сложно выходить из дому, многие исследования стараемся проводить на дому. И объемы такой диагностики будем наращивать…


На карандаш

Во время совещания ветераны адресовали правительству массу постановочных вопросов, ответ на которые искать еще придется.

Немало вопросов касалось закона о детях войны. Так, представители Совета ветеранов Усть-Алданского улуса поинтересовались, нельзя ли скорректировать механизм его действия: «По существующему закону дети войны получают по 1000 рублей. Можно ли внести изменения в закон, чтобы эти деньги они получали вне зависимости от существования у них иных льгот?» Оказалось, что нет.
– Закон закрепил за гражданином право выбора. Если он одновременно относится, скажем, и к ветеранам труда, и к детям войны, то может выбрать для себя ту меру социальной поддержки, которая ему выгоднее, — прокомментировала ситуацию представитель Минтруда РС(Я) Надежда Шамоева.
Между тем, люди, подпадающие под действие закона, настаивают на том, что он все же требует доработки.
Представитель Совета ветеранов Верхоянского улуса Анна Волкова рассказала о том, как был «реорганизован» их районный реабилитационный центр для ветеранов.
– В 2016 году центр, где отдыхали все ветераны тыла и частично ветераны труда района, отдали под реабилитацию инвалидов, которых у нас чуть более 200 человек. А ветеранов — свыше 2000. С нами никто не посоветовался. Никто не принял во внимание, что транспортная схема в районе сложная: автозимник действует всего три месяца. И что получилось? Инвалиды там отдыхают только из самого Среднеколымска. Причем, чтобы центр выполнил план, отдыхать им приходится по 5-6 раз в году, — рассказала она, попросив вернуть ветеранам центр.
А представители Верхней Колымы обратили внимание представителей ведомств на неразбериху с оплатой авиабилетов неработающим пенсионерам.
Все эти и другие вопросы были взяты «на карандаш» представителями органов исполнительной власти. Хочется верить, что к юбилею Великой Победы ответы на них все же найдутся.


Районам нужны гериатры
Особая тема – гериатрия, относительно новая медицинская служба, которая начала создаваться в стране в последние годы.
– Она занимается не только лечением пожилых, но в первую очередь направлена на улучшение качества их жизни. Гериатры — это специалисты, которые выявляют специфические возрастные изменений и работают на компенсацию этих функций, — рассказывала главный гериатр Минздрава Якутии Ольга Татаринова, сообщив, что подразделения службы будут создаваться повсеместно: «Мы открываем гериатрические кабинеты и участки в поликлиниках, вводим ставки гериатров-участковых. В районах также открываются специализированные койки или гериатрические отделения. Причем, мы уже сейчас перевыполняем норматив по числу коечного фонда».
Упреждая вопросы по функционированию одного из филиалов РБ№3 — Гериатрического центра, куда обычно много желающих попасть, она объявила, что сейчас правительство думает над его расширением.
– Площадей не хватает, поэтому мы настаиваем на строительстве второй очереди центра. Сейчас прорабатываются все варианты, включая государственно-частное партнерство, — сказала она. Вопрос – найдутся средства или нет – должен решиться до конца месяца.
При этом на новых площадях Гериатрического центра – если они появятся – медики хотели бы развернуть 3 новых отделения: пульмонологическое, ревматологическое, а также койки для паллиативных больных.
Много вопросов у ветеранов в свое время вызвали слухи о закрытии бывшего стационара «Якутзолото» — еще одного подразделения РБ№3, который сейчас называется «лечебно- реабилитационным центром».
– Могу твердо сказать, что никуда он не передается. Речь о том, чтобы максимально специализировать его под нужды больницы и наших пациентов. Планируем развивать на его базе кардио- и нейрореабилитацию, — сообщила Ольга Викторовна.
Оказалось, о том, что в республике начала развиваться гериатрическая медицина, ветераны уже знают. И не просто знают — настоятельно просят гериатров в свои районы. Общее мнение, надо думать, выразила представитель из Абыя.
— Если учесть, что детям войны уже за 75 лет и что в нашем улусе вообще немало пожилых людей, то мы очень заинтересованы в таких специалистах. Причем, если принять во внимание нашу удаленность и трудную транспортную схему, нам нужен врач-гериатр на постоянной основе, — заметила член Совета ветеранов Абыйского района.
Как заметила Ольга Татаринова, это возможно. Впрочем, для малочисленных улусов предусмотрены и иные варианты.
– Мы думаем о создании мобильных гериатрических бригад, где помимо медиков, будут соцработники от Минтруда, психологи и т.д., — сообщила она.

Поделиться