1801
01 сентября 2017 в 14:59
Дошкольное и дополнительное образование – в приоритете
Председатель Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС(Я) Александр Жирков 25 августа 2017 года побывал с рабочим визитом в Дюпсюнском, Легойском, Мюрюнском, Суоттунском наслегах Усть-Алданского улуса.
В селе Дюпсюн Александр Жирков провел рабочее совещание по вопросу создания государственной бюджетной организации дополнительного образования Республики Саха (Якутия) «Дюпсюнский республиканский Центр дополнительного образования детей и молодежи им. В.В. Никифорова-Кюлюмнюр». Новый объект построен на территории мемориального музея-усадьбы В.В. Никифорова – Кюлюмнюр.
По плану в образовательном комплексе, представляющем новую модель дополнительного образования, будут работать лаборатории по направлениям: киноиндустрия, hi-tech-технологии (робототехника и 3D-прототипирование), агроинженерные технологии, а также аэрокосмическая инженерия и космотуризм. В творческой студии дети будут заниматься живописью, скульптурой и архитектурой. Также для учащихся разработана программа «Интеллигенция Якутии» с целью приобщения молодого поколения к культурно-историческим традициям и сохранению национального наследия. На базе музеев: космонавтики и авиации, краеведческого, истории школы учащиеся будут заниматься научно-исследовательской работой.
В рабочем совещании участники обсудили вопросы межведомственного согласования статуса учреждения ГБО, формирования штатов, включения создаваемого Дюпсюнского республиканского Центра дополнительного образования детей и молодежи им. В.В. Никифорова-Кюлюмнюр в республиканскую сеть образовательных организаций «Ил Дархан».
Далее в селе Кептени делегация ознакомилась с готовностью построенного объекта – общеобразовательной школы на 220 мест. 1 сентября 2017 года состоится долгожданное событие для жителей наслега – новое каменное здание школы распахнет свои двери навстречу ученикам и учителям Легойской средней школы.
В административном центре улуса селе Борогонцы спикер Ил Тумэна Александр Жирков, первый заместитель министра образования и науки РС(Я) Феодосия Габышева посетили многофункциональный Офисный центр, введенный в эксплуатацию в конце марта текущего года, в котором располагаются управления образования, культуры, отдел ЗАГС Усть-Алданского улуса.
В центре дополнительного образования «Еркен» состоялось пленарное заседание августовского совещания работников образования Усть-Алданского улуса.
Первый заместитель министра образования и науки Республики Саха (Якутия) Феодосия Габышева в своей речи остановилась на примерах эффективной реализации государственных и муниципальных проектов в сфере образования Чурапчинского, Сунтарского, Верхневилюйского, Усть-Алданского улусов республики и подчеркнула, что создаются точки роста как территории опережающего развития в сфере образования, и одной из них должен стать создаваемый Дюпсюнский республиканский Центр дополнительного образования детей и молодежи имени В.В. Никифорова-Кюлюмнюр, что возлагает ответственность на улус.
Председатель Государственного Собрания (Ил Тумэн) Александр Жирков, поздравляя участников совещания с началом нового учебного года, среди отмеченных высокими наградами педагогов особо выделил учителя якутского языка и литературы Мюрюнской юношеской гимназии «Уолан» Наталью Бурцеву. Кандидат филологических наук Наталья Бурцева как исследователь наследия Василия Васильевича Никифорова – Кюлюмнюр является одной из составителей книги “Первые газеты и журнал на якутском языке”, увидевшей свет на днях навстречу 110-летию выпуска первой газеты на якутском языке “Саха дойдута” и 105-летию выпуска первого номера якутского журнала “Саха саҥата”, изданных якутской интеллигенцией начала ХХ века во главе с В.В. Никифоровым – Кюлюмнюр. Спикер Ил Тумэна подчеркнул, что сборник является историческим документом и в него внесены все сохранившиеся материалы, опубликованные в первых якутских газетах “Саха дойдута”, “Саха олоҕо” и журнале “Саха саҥата”.
Председатель парламента Якутии обратил внимание участников совещания на то, что ЮНЕСКО рекомендует государствам мира придерживаться трех основных принципов в развитии образования. Во-первых, равенство в получении образования без любой дискриминации. Во-вторых, доступность образования, независимо от того, где человек проживает: в развитой стране или развивающихся странах, в больших городах или труднодоступных отдаленных местностях, является главным требованием образовательного процесса. В-третьих, возможность получения образования человеком на протяжении всей его жизни. «В нашем государстве ведется целенаправленная работа по реализации этих ключевых принципов образования», – сказал Александр Жирков и отметил, что в соответствии с федеральным законом «Об образовании», новым образовательным стандартом требования к обучению и воспитанию выходят на новый уровень, в котором дошкольному и дополнительному образованию детей отводится особое приоритетное место.
Александр Жирков напомнил, что по инициативе Президента РФ Владимира Путина с 2018 по 2027 годы в России будет проводиться Десятилетие детства и в связи с этим в продолжение пятилетней программы реализации Национальной стратегии действий в интересах детей разрабатывается План Десятилетия детства. Ответственным исполнителем Плана в нашей республике определено Министерство по делам молодежи и семейной политике. По мнению спикера парламента Якутии, это решение Правительству республики следует скорректировать и ответственным исполнителем определить Министерство образования и науки, соисполнителями – Министерство по делам молодежи и семейной политике, Министерство культуры и духовного развития, Министерство спорта.
Спикер Ил Тумэна заострил внимание собравшихся на то, что министр образования России Ольга Васильева заявила на заседании профильного комитета Государственной Думы Российской Федерации о передаче школ от муниципальных властей государственным властям регионов и о начале реформы с реализации пилотных проектов в ряде субъектов РФ. Александр Жирков поделился с тем, что считает важным моментом при переподчинении школ: “Регионы должны сами в законодательном порядке принимать решение о том, что какого типа и вида школы будут переданы в их подчинение, а какие остаются за муниципалитетами. В нашей республике много малокомплектных сельских школ, которые содержатся в основном за счет муниципалитетов. Главы муниципальных образований, которых волнует будущее территорий традиционного проживания местного населения, должны добиваться сохранения управления малокомплектными школами”.
Спикер Ил Тумэна подчеркнул, что в республике ведется целенаправленная работа по укреплению материальной базы организаций сферы образования. Например, Усть-Алданский улус по количеству возведенных зданий школ в период с 1993 по 2017 гг. занимает второе место в республике после Сунтарского улуса. За последние годы уделяется внимание строительству крупных объектов. Вводятся в эксплуатацию здания Легойской средней школы, Центра дополнительного образования в селе Дюпсюн. Завершается строительство детского сада на 240 мест в селе Борогонцы. На днях заложена первая свая строительства здания Соттинской средней школы.
Александр Жирков обратил вниманиена то, что при реализации проектов в сфере образования республики, в том числе при адаптации лучших отечественных и зарубежных практик, следует опираться на традиции национальной культуры, языка.
Спикер Ил Тумэна напомнил о том, что в наступающем учебном году в Усть-Алданском улусе отмечают знаменательные события: 125-летие Тандинской средней школы имени Героя Труда России Михаила Готовцева, 125-летие Хоногорской средней школы имени Сергея Васильева- Борогонского, Усун-Кюельская школа встречает 1 сентября в статусе средней школы, и пожелал всем работникам образования успехов в созидательном труде, благополучия.
В Суоттунском наслеге спикер Ил Тумэна Александр Жирков, первый заместитель министра образования и науки РС(Я) Феодосия Габышева посетили Хоногорскую школу имени Сергея Степановича Васильева – Борогонского и с представителями администрации наслега, школы рассмотрели ход реализации мероприятий, приуроченных к 125-летию создания школы. Обсудили вопросы организационно-правовой формы образовательного учреждения, финансирования Министерством образования и науки республики капитального ремонта школы в 2018 году, приобретения школьного и спортивного оборудования. Вместо статуса образовательной школы с дошкольными образовательными группами рекомендован статус «школа-сад».
Саргылана ДАНИЛОВА