552

03 августа 2018 в 10:42

Начало большого пути

Резонансный законопроект об изучении родных языков принят в окончательном чтении. Депутаты проголосовали за него 25 июля на очередном заседании Госдумы РФ.

Ко второму чтению законопроект предстал серьезно скорректированным и доработанным с учетом мнений субъектов Федерации, органов исполнительной власти и депутатов, представляющих в Госдуме национальные республики. Обновленный закон «Об образовании в РФ» гарантирует получение школьного образования на родных языках народов РФ и государственных языках республик РФ. В качестве родного языка теперь можно выбрать и русский. Выбор языка будет осуществляться на основании заявления родителей детских садов, школьников первого и пятого классов.
Якутские парламентарии приняли активное участие в работе над законопроектом. Народные депутаты высказались за совершенствование федерального государственного образовательного стандарта и образовательного стандарта. Это было важно для того, чтобы изучение и якутского языка, и эвенкийского, и других языков народов Российской Федерации  вошло в данные стандарты.
Мы попросили соавторов поправок, которые помогали парламентариям формировать единую позицию, поделиться мнением относительно принятого закона.
Директор Института национальных школ Якутии Светлана Семенова: «Как таковой суеты в связи с принятием закона школы не почувствуют. Принятие закона не доставит дополнительных хлопот в работе школ. Родители и сейчас пишут заявления на выбор языка. Принципиальные изменения произойдут со временем, когда будет разработана концепция обучения родного языка и литературы, изменены требования ФГОС, на основе которых будут скорректированы учебные программы, изданы новые учебники, — пояснила Светлана Степановна. — Сегодня школы сами выбирают учебный план. Зачастую, как показывает практика, приоритет отдается тому плану, где количество часов на обучение якутского языка и литературы, других родных языков, народов, населяющих республику, меньше. Вот где скрыта наша проблема. Поэтому Институт разработал новые варианты учебных планов, где количество часов по рассматриваемым предметам одинаковое. Эти планы со временем мы намерены включить в федеральные стандарты, чтобы у школьных учреждений были одинаковые условия».
Учитель якутского языка и литературы «Айыы кыhата» Александра Попова считает, что законодательная инициатива вскрыла правовую коллизию и пробел в российском законодательстве относительно самого понятия «национальная школа». «В российском законодательстве нет такого понятия, отсюда и подобного рода проблемы, которые время от времени возникают. Мы вынуждены обучать детей на русском языке. То, что мы объясняем тот или иной предмет детям на родном языке, даже в национальных школах, для прокуратуры является нарушением. Изучение родного языка нельзя ограничивать одной семьей. Как правило, такой практики недостаточно для того, чтобы сохранить язык от поколения к поколению. Это видно на примере многих национальностей, населяющих нашу страну. Достаточно одного поколения, чтобы навсегда забыть родной язык, — говорит учительница. — У нас пока нет никакой информации по новому закону. Скорее всего, если закон принят и известны сроки вступления в силу закона, мы услышим о нем во время ежегодного августовского совещания учителей».
О необходимости консолидации сил вокруг сохранения на государственном уровне изучения, обучения родных языков говорит председатель республиканского общественного движения «Ийэ тыл кэскилэ», Союза родителей учащихся г.Якутска Вилюяна Никитина. «Мы ждали какой-то реакции после прошлогодней осенней проверки Генпрокуратуры школ страны на предмет изучения государственных, в том числе родных языков. Поэтому мы и создали и объединились в общественную организацию, чтобы как-то защитить родной язык. Новый закон предполагает выбор языка, в том числе русского языка, как родной. Учитывая, что по окончании определенного этапа школы учащийся сдает всероссийские экзамены типа ВПР, ОГЭ, ЕГЭ, то мы склонны предположить, что родители во избежание проблем со знанием языка могут выбрать родным русский язык. Особенно при переходе в 5 класс, думая, что базовое знание языка достаточно для их ребенка. Но мы же понимаем, что семейным общением язык не сохранить. Вот почему, в сегодняшних реалиях нужно думать об единой государственной политике сохранения родных языков. Я очень надеюсь на наших законодателей, представителей исполнительной власти, муниципалитетов, руководства школ, родителей, что все они вместе приложат все усилия для того, чтобы наши дети как можно дольше и больше говорили на своих родных языках. Мне очень понравился комментарий главы Чечни Рамзана Кадырова, который не видит никаких препятствий для того, чтобы изучать родные языки, или наоборот, не желает знать их. «Силой изучать язык своих предков никто не заставит, однако теперь сразу станет ясно, кто является истинным патриотом, чеченцем, а кто нет», — высказался глава региона. Вот его слова я бы посоветовала использовать тем родителям, которые сомневаются в выборе».
28 июля Совет Федерации одобрил закон об изучении родных языков. Он вступит в силу после его официального опубликования.

 

Поделиться