1390
15 декабря 2016 в 09:37
«Думать легко, а писать трудно»
Существует мнение, что молодые россияне больше интересуются современной зарубежной литературой, несмотря на некий всплеск в отечественной литературе. В интервью газете «Ил Тумэн» писатель-фантаст Александр Громов, приехавший в Якутию в качестве гостя фестиваля «Зима начинается с Якутии, рассказал о своем творчестве и проблемах современной российской литературы.
– Опирались ли вы на чьё-либо творчество в своих ранних работах?
– Все русские фантасты на раннем этапе своего творчества копировали Братьев Стругацких. Так в писательство пришел и я. Мне попалась повесть «Гадкие лебеди». И после прочтения я подумал: «А почему я не могу попробовать написать что-то в этом роде?». К счастью, мне попались отличнейшие издатели, которые не допустили мои ужаснейшие первые работы в печать, поэтому их нигде нельзя найти.
– Правда ли то, что самые лучшие произведения авторов – это произведения, написанные под вдохновением?
– Не всегда. Не знаю, как у других, но у меня не так. Самая дорогая мне повесть «Вычислитель» была написана через «не хочу». Я обещал это произведение журналу «Если», а обещания я стараюсь выполнять. Писать мне её не очень хотелось, сроки поджимали, тем не менее, получилось неплохо. А по ней еще и захотели снять фильм, что меня удивило.
– Кстати, какого ваше мнение по поводу этого фильма? Оправдало ожидания?
– Мои ожидания и не надо было оправдывать. Я знал, что из экранизации «Вычислителя» ничего хорошего не выйдет. Во-первых, потому что всегда в фильмах по книгам, вырезают многие важные детали или эпизоды. Казалось бы, что можно вырезать из повести? Ответ: многое с добавлением режиссерских задумок. Фильм шёл в прокате всего 13 дней, затраченных денег он не отбил, тем не менее, сейчас его можно найти легко в интернете, а понравится или нет – решать уже зрителю.
– Какие проблемы российских фантастов или писателей в общем вы можете выделить?
– Первая и самая главная проблема – это то, что писателей становится всё больше, а читателей всё меньше. Как бы мои причины банально ни звучали, но, в основном, происходит это из-за того, что новое поколение практически не обращает внимание на отечественных писателей. Вторая по значимости проблема – это электронные книги, интернет, из-за которых зачастую гонорар не доходит до писателя. И поэтому писателям приходится разрываться между своим творчеством и необходимостью зарабатывать.
– Отмечают, что ваш стиль отличается простотой языка, редкостью использования диалогов, тем не менее, ваши работы удостоены множества наград…
– Хочу сказать, что, к сожалению или к счастью, у меня была отвратительнейшая учительница по литературе. Её все ненавидели. Поэтому я не задумываюсь о каких-то выразительных средствах речи и о заумных словах. Это также ориентировано на читателя, зачем перегружать человека, который взял книгу, чтобы развлечься и отвлечься, заумными монологами и описаниями? Для этого у нас есть классики.
Про то, что диалогов у меня не очень много, могу сказать, что я делаю это для более реалистичной картины. Представим, людей, которым грозит смерть. Не думаю, что они стали бы размышлять о смысле жизни, находясь над пропастью.
– О чём вы точно бы не стали писать? И почему?
– Я бы не стал писать о путешествиях во времени. Потому что, когда описываешь перемещение людей из одного века в другой, невольно задумываешься о тех парадоксах, которые могли бы создастся. А логику я ценю. Ещё существует мнение, что в литературе уже обо всём написано. Так что же теперь всем перестать писать? Я думаю, если у тебя появилась идея, и ты горишь желанием ее написать, хоть об этом и было сто раз сказано до тебя. То обдумай какие-то неповторимые детали. Если это получилось, то, не задумываясь, пиши.
– Какие советы или наставления вы могли бы дать начинающим авторам?
– Самая главная ошибка молодых писателей – это то, что они пытаются затронуть много глобальных проблем сразу. Если ты будешь описывать каждую проблему, разбирать её досконально, размышлять о ее причинах, выражать несколько точек зрения, через уста героев, то у тебя получится научный трактат, а не книга. Далее, качество текста от приложенных сил не зависит. Ты можешь сидеть всю ночь, стараясь сочинить что-то дельное, а на утро получить одну строчку. А можешь, занимаясь своими делами, спокойно всё обдумать, сесть и легко перенести всё на бумагу.
Диана КУЛМАНАКОВА,
школа журналистики редакции новостей СВФУ