1538

28 августа 2017 в 14:08

«Идем на новый олимпийский цикл»

Василий Стручков – Абый Бааска – личность в борцовском мире известная, легендарная. Правда, в последние годы его имя чаще звучало с подмостков республиканских состязаний среди ветеранов. Однако, с недавних пор Василий Стручков снова на устах у мировых комментаторов. И это справедливо. Поскольку он – личный тренер спортсменов-участников ХХIII летних Сурдлимпийских игр: заслуженного мастера спорта России, чемпиона XXIII летних Сурдлимпийских игр по вольной борьбе Василия Стрекаловского, чемпионов России по вольной борьбе 2017 г. Валерия Чемпосова и Егора Скрябина. После всего случившегося, перебирая факты из жизни, представляешь, что было бы с этими ребятами, если бы Василий Егорович не переехал в Якутск и не встретился им на жизненном пути.

– Я в борьбе столько, сколько себя помню. Дослужился до профессионального спортсмена. Мечтал стать борцом международного уровня… Сам я родом из северного улуса, мог бы остаться у себя на родине, но у судьбы были свои планы на этот счет, и я уехал оттуда, порядка тридцати лет назад. Моя супруга Дария Петровна родом из Усть-Алданского улуса, соответственно какое-то время мы жили на ее родине, потом была работа в ЯГСХА, Чурапчинском институте физической культуры. С 2004 года мы уже постоянно живем в Якутске. Все это время я занимался тренерской деятельностью. В это время не стало заслуженного тренера России Владимира Дмитриевича Попова. Его воспитанники пришли заниматься в наш зал. Тогда мы базировались в здании университета. В течение года с ними работал другой заслуженный тренер РФ Борис Федоров. В один день он попросил меня взять ребят под свое крыло. Видимо, Борису Прокопьевичу приглянулось то, как я работаю на ковре. Поначалу я даже отказался, у меня до этого не было никакого опыта работы с людьми с инвалидностью. Я боялся, что не смогу полноценно работать. Однако, Борис Прокопьевич был непоколебим и стоял на своем. Я не мог отказать.

– Страх переборот, опасения позади… Как долго вы учились понимать язык глухонемых?
– Трудности были… Да что там! Они есть и сейчас. Ведь, я до сих пор учусь разговаривать на их языке, хотя прошло 10 лет. Я изучил язык жестов, мимики. Считаю, что если у человека есть мотивация, цель, то любые преграды преодолимы. Иногда, когда я остаюсь один на один со спортсменом, бывает, что очень долго на пальцах понимаем друг друга. Среди воспитанников есть совсем глухие и слабослышащие спортсмены. Вторые помогают мне разговаривать с первыми. Вася Стрекаловский, например, слабослышащий, вот с его помощью я и разговариваю с другими ребятами. Я много работаю на ковре, своим примером показываю, как и что нужно делать. У нас взаимный интерес, видимо, поэтому мы понимаем друг друга.

– Инвалиды по своим физическим данным уступают здоровому человеку. У них и нагрузка, наверное, меньше?
– Абсолютно неверное мнение. Конечно, физически люди с инвалидностью уступают здоровым, это безоговорочно, но они же соревнуются с себе подобными и наши соперники приходят на состязания максимально подготовленными. Нагрузка никак не может быть меньшей. Ребята выкладываются по полной, я для своих подопечных поблажек не делаю. Задача у всех у нас одна – победить.

– Что можно сегодня сказать об адаптивном спорте в республике? Насколько развито это направление?
– Самое главное, что оно есть и развивается уверенными темпами. За десять-одиннадцать лет достигнуто многое. Знаю, что зарождению способствовали общественники. Благодаря им начали работу региональные отделения спортивной федерации спорта глухих и спорта слепых, Паралимпийского комитета России. В 2006 году в Институте физической культуры и спорта ЯГУ была открыта кафедра адаптивной физической культуры. Сегодня реализуются госпрограммы, которые направлены на поддержку и развитие людей с инвалидностью. Но вся эта работа ничто, по сравнению с тем, что может сделать для своего ребенка его родитель. К сожалению, я вижу, как часто родители из-за неуверенности в себе замыкают и без того ущемленных детей в себе. Нужно любить своего ребенка, принять его недостаток как данность, не стыдиться проблемы, заниматься ребенком, искать, пробовать, использовать разные возможности, чтобы его развивать. На примере своих подопечных хочу сказать, что они такие же люди, как и мы с вами. Со своими мечтами, интересами, увлечениями, семьями, домашними хлопотами.

– Как к вам приходят воспитанники?
– В Якутске есть два специализированных учебных заведения для глухих и слабослышащих детей. Туда приезжают дети со всех концов республики. Первоначальный отбор идет там. Школьные тренеры выявляют способных ребят, участвуют с ними на различных школьных, юниорских состязаниях. Ко мне приходят взрослые парни 17-18 лет, у которых есть определенный опыт и заслуги.
Система выявления и подготовки спортсменов у нас отработана. За это большая благодарность руководству нашей республики, профильному министерству, парламенту. Тренерская команда выстроена по возрастной категории. Можно смело утверждать, что способных парней мы не упустим.

– В чем ваш секрет, как тренера?
– Я трудоголик. Люблю и умею работать на результат. Мой день начинается рано с утренней пробежки. Много бегаю со своими воспитанниками, работаю с ними наравне на ковре, выкладываюсь полностью. У меня особое отношение к бегу. Считаю, что чем больше спортсмен бегает, тем у него выше шансы на большие победы. Именно в беге раскрывается выносливость, выдержка, стойкость характера. Я могу с первых же утренних пробежек определить потенциал спортсмена. Если человек без остановки, устали, лени бежит в течение часа, пробегая не меньше 10 км, то такой человек вполне годен для более серьезных нагрузок. Никакого секрета, только труд, труд и еще раз труд. Этого я и требую от своих подопечных.

– А можно ли научиться выносливости?
– Наверное. Есть же люди, которые сутками бегают, по 100 км. Я поражаюсь их воле, упорству. Вот таких людей, наверное, ничем не сломишь.

– Личный тренер – это тот, кто занимается исключительно своими подопечными?
– Нет. Помимо моих ребят есть и другие. У меня есть своя группа, которая состоит из 10 человек. Самому младшему из них 18 лет. Скажу, что среди них есть неплохие парни.

– Какие у вас планы?
– Идти на второй олимпийский цикл. С Василием Стрекаловским или другими ребятами – это уже покажет время. Я уже сказал, что есть другие борцы, которые тоже хотят победы. Возможно, в скором будущем мы услышим новые имена. Все зависит от самого спортсмена, его желания, дисциплины. Моя задача – не сбавлять темп, не снижать достигнутую планку. Я доказал, что сурдоборьба в Якутии есть, что можно добиться результатов, работая с людьми с ограниченными возможностями здоровья. Просто кто-то должен с ними работать.

– Расскажите про семью, чем занимаются ваши дети?
– Моя супруга Дария Петровна по специальности медсестра, работает в Медцентре Якутска. Дети, два сына и две дочери – студенты. В детстве мальчики занимались борьбой, но сейчас у них свои увлечения. Старший сын Чагыл известный в своем круге веллер, увлекается велосипедным кроссом (BMX). Имеет определенные успехи в этом направлении.

– Ваши пожелания читателям.
– Я очень благодарен нашим болельщикам, любителям вольной борьбы, всем тем, кто в нас верил и надеялся. Мы, спортсмены и тренеры, чувствуем ответственность за их поддержку и любовь.

Татьяна ВАСИЛЬЕВА

Поделиться