1004

02 марта 2018 в 12:00

Магазины будущего

Вы когда-нибудь думали, что будете покупать хлеб, молоко, товары повседневного спроса, не выходя из дома? Нет? А зря! Сегодня — это реальность. С помощью мобильного приложения, которое разработали якутские стартаперы, можно совершить покупку в любом магазине города. Купленный товар доставят вам прямо в квартиру. Все еще не верите? Сейчас мы вас переубедим.

Карманный магазин

Мысли о создании некоего инструмента доставки товаров с магазинов на дом у Вячеслава Афанасьева, руководителя компании «PriceBOX», витали еще со времен студенчества. Учась в 2000-х в Турции, затем, какое-то, время, живя в Москве, Вячеславу очень понравилась услуга доставки нужного товара прямо домой. «В Турции сфера торговли очень развита. Магазины есть практически под каждым домом. Как правило, в каждом из них бывают рабочие, которых можно попросить за символическую плату поднять в квартиру тот или иной товар, набор повседневных продуктов даже за время своего отсутствия. В Москве нам понравился сервис Яндекс.Маркет, где можно было найти все, что надо. Это экономило время, силы на походы по магазинам, затраты на проезд туда-сюда, в общем сплошное удобство, — рассказывает Вячеслав. — Первые очертания бизнес-проекта появились в 2015 году. Тогда же мы вышли на нашего ныне технического директора, очень талантливого человека, программиста-самоучку Константина Малышева. Всего нас в команде 5 человек. Каждый занимается своим делом: кто-то разрабатывает программу, в то время, как другой занимается продажами, кто-то параллельно совершенствует контент и т.д. Есть ребята на аутсорсинге, которые работают на удалении. Первоначальный вариант нашего приложения получился простеньким. Дело в том, что у нас в Якутске практически нет интернет-магазинов, а Яндекс.Маркет, по которому мы ориентировались был агрегатором существующих интернет-магазинов. То есть достаточно было интегрировать магазины с Яндексом, в результате которого товары появлялись в сервисе автоматически. Нам нужно было что-то придумать, и мы создали свою уникальную концепцию: размещать в приложение организации, у которых нет интернет-магазинов, т.е. делать для них онлайн магазины. Таким образом, мы создавали базу с нуля».

— Сейчас «PriceBOX» только в Якутске содержит более 50 тысяч товаров. Это около 115 магазинов и организаций, выполняющих любую выездную услугу. Через приложение можно заказать еду, воду, цветы, детские товары, лекарства, книги, канцтовары и многое другое. Есть частные поликлиники, которые осуществляют выездной сбор анализов. 90% организаций самостоятельно занимаются доставкой. Для оставшихся 10% организаций мы предоставляем свою курьерскую службу. Пока эта услуга у нас платная. Клиент оплачивает доставку отдельно. Однако, в будущем, в зависимости от стоимости приобретенного товара, планируем сделать ее бесплатной. Кстати, большинство магазинов в «PriceBOX» работают по этому принципу.
На сегодняшний день нашим приложением пользуются около 24 тысяч человек в Якутске. Оговариваясь скажу, что проект пока реализуется только в Якутске. Это объясняется наличием стабильной сотовой, интернет связи. Постепенно мы будем расширять границы внутри республики, в планах запустить сервис в Мирном, Нерюнгри. Скажу, что по Якутску мы уже вышли на минимально требуемые обороты, потихонечку идем на самоокупаемость.

Якутск – кузница IT-проектов

В России аналогов нашего проекта нет. Есть интернет-магазины, которые работают каждый по отдельности. Но, чтобы они существовали в рамках одной платформы – нет. Вообще, скажу, что интернет-торговля хорошо развита только в центральных городах — Москве и Санкт-Петербурге. В этом плане Якутск находится на передовой. Наш регион изобилует различными IT-проектами. У нас каждый второй программист — автор какого-нибудь проекта. Но обычно дело дальше не идет. Оно стопорится на стадии продвижения. Зачастую программисты плохие менеджеры, поэтому много идей остаются на уровне разработки. Нельзя полагаться на то, что механизм заработает сам по себе. Нужно много работать, думать, вкладываться, прежде, чем машина заведется.

Официально проект стартовал прошлым летом во время городского ысыаха. Осенью разработчики запустили франшизу. Сейчас «PriceBOX» самостоятельно развивается в 30 городах России и Казахстана. Количество пользователей сервиса перевалило за 40 тысяч. Компании потихонечку выходят на самоокупаемость. В этом году компания планирует охватить уже порядка 50-60 городов, стран СНГ, России и т.д.

Бизнес без господдержки

Мы запустили стартап на свои средства, с отложенных средств из другого, небольшого бизнеса, который у нас был. Потратили больше, чем рассчитывали. Свои средства – это всегда полумеры. В самом начале запуска компании хотелось масштабности, громкой рекламной кампании, но финансовые возможности нам этого не позволяли. Казахстанская помощь пришлась очень кстати. На грант местного Фонда развития малого предпринимательства мы не смогли претендовать из-за обилия бюрократии. Вот сейчас подаемся на другие субсидии и гранты. Пусть и не такими темпами, какой бы нам хотелось, проект работает, развивается. Это нас мотивирует. Работы еще много, необходимо постоянно совершенствоваться, идти в ногу со временем.

Технопарк – это большие возможности

Мы очень благодарны «Технопарку» за помощь и поддержку. Именно в стенах «Технопарка» мы обрели нынешние формы. В апреле будет год нашего резидентства. В «Технопарке» очень сильные специалисты, грамотные эксперты, готовые помочь, поддержать. Благодаря их помощи нам удалось совершенствовать проект, чтобы он заработал. Еще одним преимуществом «Технопарка» является постоянная возможность участия резидентов на различных мероприятиях, выставках самого разного уровня, на которых компании заявляют о себе. Для начинающих стартаперов – это огромные возможности.
Недавно мы прошли отбор в Казахстанский акселератор Startup Kazakhstan, реализуемый Автономным кластерным фондом «ПИТ» (Tech Garden) в партнерстве с Global Venture Alliance (GVA). Участников акселерации отбирали не только из Казахстана, но и из других стран СНГ и Европы. Из более чем 200 заявок, было выбрано 40 лучших стартапов – наш «PriceBOX» вошел в двадцатку наиболее перспективных зарубежных проектов. Все отобранные стартапы получили первоначальные инвестиции в размере 20 000 долларов США. Казахстанский Tech Garden – аналог нашего «Технопарка», работает на рынке 2-3 года. У них большие возможности, поэтому приглашают к себе понравившиеся инновационные проекты, помогают раскручиваться, вкладывая в них свои средства. Единственным их условием является открытие в республике филиала, что мы и сделали. Сегодня мы представлены в 4 городах Казахстана. После прохождения акселерации, лучшие проекты получат инвестиции в размере 100 000 долларов США и возможность пройти 2-недельную акселерацию в Кремниевой Долине (США).

Планы, планы…

— Сейчас работаем над запуском мелкого опта. Будем налаживать работу с крупными оптовыми дистрибьюторами, чтобы предприниматели из районов, улусов республики могли закупаться в одном торговом помещении, по ценам, ниже сложившихся на рынке. Специально для них будет создан отдельный сервис со своей закрытой базой прайсов для юрлиц. Используя наш сервис предприниматели, сидя дома будут прицениваться, делать предзаказ, приехать в Якутск, загрузиться в одном месте и не тратя лишних средств и времени поехать обратно.
Кроме того, ведем переговоры с Турцией, чтобы развивать сервис там. Для начала хотим запустить франшизу в одном из районов Стамбула. Мы постоянно работаем над тем, чтобы проект масштабировался. В течение 3-5 лет мы должны охватить 100 городов. Рынок в Якутске, все равно, ограничен.

Поделиться