1334

02 апреля 2018 в 15:06

Вилюяна Никитина: «Без активности родителей не добиться изменений»

Вилюяна Никитина, руководитель общественной организации «Союз родителей Туймаады», говорит, что только благодаря конструктивному тандему власти и общества удалось добиться прозрачности очередей в образовательные учреждения города, а некоторые ликвидировать вовсе. «Без активности родителей не добиться изменений. Проблему нужно проговаривать, ее нельзя пускать на самотек», - считает она.

– Вилюяна Николаевна, расскажите о вашей общественной организации: когда она была организована, какие цели преследует? Как к ней относятся властные структуры?
– «Союз родителей Туймаады» был создан в 2012 году. Наша организация призвана защищать интересы родителей столичных школ. Основной костяк состоит из 10 человек. Остальные присоединяются во время решения тех или иных проблем. Это неравнодушные родители, которые хотят изменить что-то в системе образования.
За годы работы нашей организации упорядочилась процедура распределения путевок в образовательные учреждения, введена электронная очередь. Теперь эта процедура стала намного прозрачной. Многие, наверное, помнят, как раньше сутками караулили школьный отдел мэрии, ночевали у ворот школ, как продавались путевки, как хаотично передвигалась очередь и т.д. Кроме того, считаем причастными себя к открытию дополнительных групп на третьих этажах детсадов и филиалов в новостройках. Сейчас очередь в детские сады Якутска практически ликвидирована. Также была услышана наша просьба о льготах и скидках многодетным семьям на посещение культурных заведений города Якутска.
Мы живем в эпоху гражданского общества, поэтому отношение власти к нам ровное. Мы не чувствуем неприязни, везде нас принимают, выслушивают, стараются помочь.

– Что побудило вас заняться общественной деятельностью?
– Впервые с проблемой нехватки школ с якутским языком обучения в Якутске я столкнулась в 2011 году, когда пришло время отдавать сына в первый класс. Увидев на родительском собрании сотни таких же родителей, как сама, я поняла масштаб проб­лемы. Именно тогда я познакомилась с руководителем общественной организации «Айылгы» Матреной Поповой, вместе с которой в тот год мы добились открытия пяти дополнительных якутских классов в школах Якутска.

– Над какой проблемой вы сейчас работаете?
– По новым требованиям ФГОС к окончанию 4 класса дети проходят всероссийскую проверочную работу (ВПР). Эти работы идут на русском языке. Контрольная для ребенка — это всегда стресс, а если он идет еще на другом языке, то двойной стресс.
В начальном классе дети, которые выбрали классы с якутским языком обучения, учатся на якутском. И русскоязычный текст для них дается трудно. Ребенку сначала нужно прочитать задание, перевести его на родной язык, понять смысл задач, снова перевести его на русский язык, потом изложить его на русском. Якутоязычный ребенок затрачивает больше времени на решение задач, мыслительный процесс длится дольше. Получается, создаются неравные условия. Мы направили письма в Министерство образования и науки РФ, республиканское ведомство, городское управление образования с просьбой вести эти работы на двух языках, как разрешает Конституция республики и законодательство.
Вторым важным для нас вопросом является наличие собственной национальной мультипликационной студии. В век интернета, телевидения наши дети учатся говорить, смотря мультики. У нас эта ниша не занята, также, как и компьютерные игры. В рамках 10-летия Детства в России хотелось бы воплотить идею в жизнь. В этом году мы объявили конкурс на создание якутского мультфильма. Откликнулось много мультипликаторов, писателей. У них множество планов, идей, однако, нет средств на их реализацию. Мы понимаем, что без государственной поддержки им не развиться… Очень надеемся, что это направление найдет поддержку.

– Расскажите о себе, кто вы по специальности, где работаете?
– Я окончила факультет иностранных языков, работала в университете, параллельно писала диссертацию по педагогике. Изучая этнопедагогику, этнолингвистику, психоэтнолингвистику, поняла, что ребенок развивается, раскрывается лучше, обучаясь на родном языке. К сожалению, написав работу на 70%, мне пришлось забросить ее. В Якутске в сегодняшних реалиях, когда в классах вместо 25 детей обучается 45-47 учащихся, когда их окончания у дверей ждет такое же количество учеников второй смены, когда из-за отсутствия свободных помещений в школах приходится ездить на дополнительные занятия к репетиторам, чтобы усвоить недополученные во время уроков знания, без помощи родителя ребенку сложно справиться со школьной нагрузкой. Поняв это, я вынуждена была оставить работу. Сейчас полностью занимаюсь воспитанием своих детей, состою в родкомитетах школы, детсада.

– Как сейчас обстоят дела с укомплектованием якутских школ, классов?
– В Якутске, где проживает около 350 тысяч человек, треть населения всей республики, 50 дневных общеобразовательных школ. Из них всего семь школ с якутским языком обучения. С чисто якутской средой и того меньше – ЯГНГ, «Айыы кыhата», Саха гимназия. Сегодня проблем с открытием якутских классов в школах, как в 2011 году, нет. Классы с родным (якутским) языком обучения формируются при приеме обучающихся в первый класс по заявлению родителей.
За годы общественной деятельности я поняла, что проблему нужно проговаривать, что без родительской активности нельзя добиться изменения ситуации. Наши родители должны быть четки и непреклонны в своем желании обучать своих детей на родном языке. Поймите, ребенок, выросший в своей родной среде, на родном языке, лучше развивается и раскрывает свой потенциал, унаследованный от предков. Вы заблуждаетесь, думая, что обучение на русском языке поможет ему лучше сдать ЕГЭ. Это не так.

– Каким видите будущее школ Якутска?
– За последние десять лет, согласно статистике, население города увеличилось на 20%, соответственно, количество школьников выросло на 23,7 %. Число школьников за последние восемь лет возросло на 8 429 человек. В 2017-2018 учебном году в 49 дневных общеобразовательных учреждениях Якутска обучаются 42 287 детей, что превышает проектную мощность школ практически в два раза.
Из 49 школ города 37 переполнены. Сверхнаполняемость отмечена в 30 школах города. Школа №17 сегодня работает в трех зданиях, разбросанных по району. Каждый год увеличивается количество первоклассников. Судя по статистике рождаемости, такая тенденция сохранится, и дисбаланс еще усилится. Если в 2017-2018 учебном году в первый класс пошли 4 852 первоклассника, то на 2018-2019 учебный год в Якутске будет создано 5 300 мест для них.
В школах катастрофически не хватает кабинетов, спортзалов, столовых, гардеробов. С 2010 по 2017 годы в Якутске построено две школы. А еще стоит задача перехода на односменное обучение до 2025 года. Чтобы решить проблему, в Якутске нужно построить 35 новых школ, 12 пристроев, 2 надстроя и выкупить 9 объектов. Однако, детям школы нужны сегодня. Понятно, что одним строительством проблему не решить. Необходимо рассматривать все возможные варианты, в том числе выкуп дополнительных зданий и помещений, развитие сети частных школ. К примеру, для выкупа я бы предложила здание Пединститута, построенного по типу школы. Необходимо развивать начальную школу-лабораторию СВФУ, переселять детский сад «Ромашка», который находится в аварийном состоянии. Стесненные условия, в первую очередь, сказываются на здоровье детей, в конечном счете, на учебном процессе. Поэтому очень надеюсь на оперативное решение вопроса. Если бы у меня не было надежды на изменение ситуации, я бы перестала заниматься общественной деятельностью.

Поделиться