891

23 апреля 2019 в 13:26

Жизнь без мусора

«Было время, когда я не придавала значения, сколько мусора производит человек, что потом происходит с этим отходом, перерабатывается ли он и т.д. Однажды, будучи в гостях у подруги, живущей в Берлине, защищала ее от управдома, который предъявил ей претензию за несортировку мусора. Мы тогда искренне недоумевали, зачем из какого-то мусора делать такой сыр-бор?! Но впоследствии поняла, что именно этот случай и опыт других стран позволили мне посмотреть на проблему с другой точки зрения», – говорит наша сегодняшняя героиня, активист экодвижения Ирина Бугаева.

Сегодня я принципиально не покупаю целлофановые пакеты, воду в пластиковой бутылке, минимизировала покупку памперсов ребенку, средств личной гигиены себе, даже для кофе у меня есть свой стакан. Я понимаю, что мой вклад в масштабах всей планеты мизерный, но я двигаюсь, пусть маленькими шагами, это главное. Уверена, что общими усилиями мы можем гораздо больше сделать для нашего города, республики.
Движением «Zero waste» («Ноль отходов») я увлеклась в 2017 году, находясь в декретном отпуске. Со страниц Инстаграм, Ютуб начала подробно изучать движение, смотрела разные видео, прочитала книгу-бестселлер автора концепции «Ноль отходов», француженки Беа Джонсон «Дом без отходов». Я согласилась со всем написанным в книге и поняла, что это должно быть нормой, как в Европе, что каждый из нас, на самом деле, должен прийти к этому пониманию.
В России, в Якутии, в частности, это движение воспринимается как группа людей, которая занимается пропагандой образа жизни отказа от мусора. На самом деле, это не так. Это норма жизни, к которой должен прийти каждый.
Сейчас изучаю, как в Якутске работает раздельный сбор. Например, в ТЦ у нас стоят баки для раздельного сбора, я понимаю, что предпринимателей обязуют ставить их по требованию ФЗ, однако практического смысла они не несут. В конечном итоге этот мусор в одну кучу вывозится на городскую свалку. Но я все равно за такие вещи, потому что они воспитывают людей. К моменту реальной реализации закона, люди будут готовы. Мне нравится, какая никакая переработка ИП Петрова «ЭКО Партнер». Часть мусора он сжигает в фортанных установках, которые не производят вредных выхлопов в атмосферу. Кроме того, он сотрудничает с ресайклинг (переработка отходов) заводами в больших городах и возит часть мусора им.
Прошлым летом мне предложили читать лекции, делиться своим знанием с большим количеством людей. С этого времени я потихоньку читаю лекции в школах, разных площадках о движении «Ноль отходов». У детей очень верное интуитивное восприятие и важно этот период использовать во благо. Мои лекции всегда проходят оживленно с бурным обсуждением. Надеюсь, что полученная информация поможет ребятам анализировать свои поступки, не мусорить лишний раз. Вместе со своей подругой активно продвигаем среди единомышленников обмен одеждой. Для меня это экологическая миссия, направленная против перепотребления. Swap (обмен) несет в себе такую идею, что не нужно постоянно покупать, потреблять, вместо этого можно обменяться некоторыми вещами, одеждой с другими людьми. В мире произведено столько одежды, что при желании можем не покупать одежду еще тысячи лет.
На встречу руководства Совета Федерации РФ я попала, благодаря моим знакомым, таким же активистам, как Люда Аргунова, которая работает в Молодежном клубе РГО и замминистра молодежи Любови Клюкиной. Благодаря им, я познакомилась с местными эковолонтерами. Сейчас Любовь предлагает мне организовать сообщество «зеленых» активистов. Правда мне само понятие навязывания идеи, привлечения не нравится. Мне бы не хотелось ограничивать людей какой-то организацией, думаю, что люди намного осознаннее, и если им вовремя рассказать, объяснить, то они сами могут последовать примеру «Ноль отходов».
Очень рада тому, что мне удалось озвучить на встрече вопрос эко-образования в школах. Помимо меня эту тему подняли еще несколько представителей из других регионов. Надеюсь, что наши предложения найдут поддержку у власть имущих и в скором будущем эко-образование будет внедрено в школьную программу. В сравнении с 2017 годом, когда о «зеленой экономике», экодеятельности, движении «Ноль отходов» в России мало кто знал, ситуация меняется в лучшую сторону. Недавно депутаты Госдумы предложили отказаться от пластиковых пакетов. Подобный запрет, по-моему, существует в Грузии. Это круто! Тема экологии будируется и она становится на слуху.
В Якутии в силу своих масштабов, разбросанности, небольшой плотности населения, сложно построить завод по переработке мусора. Просто-напросто не будет хватать объемов. С одной стороны это хорошо, что мы производим недостаточно мусора, с другой стороны, произведенного нами мусора достаточно, чтобы загадить природу. В нашем случае вполне возможно сотрудничество с большими заводами, которые уже есть в больших городах. Почему мы не можем перевозить мусор, также как мы возим товары народного потребления?!
«Зеленая экономика» включает в себя максимальное использование местного производства. У нас достаточно предпринимателей, которые что-то делают своими руками. У нас производят молочную продукцию, чаи, косметику, мыло, лакокрасочные изделия, и еще много чего… Да, у них недостаточно большие объемы, чтобы конкурировать с импортной продукцией. Но, если поддержать этих людей, то они бы развивались больше. В маленькой республике это, наоборот, возможно, нежели в крупных субъектах. В Якутии «зеленая» экономика возможна. Потому что ресайклинг – это не выход. Даже самый лучший пластик в конечном счете попадет в мусорку из-за невозможности его переработки.
Я очень рада, что однажды мне отказали в визе в Канаду. Благодаря этому случаю я вернулась в Якутию, где встретила своего мужа, родила замечательную девочку. Учитывая личный опыт (я плохо говорю на якутском языке) попросила родителей разговаривать с внучкой исключительно на якутском языке. Язык – это важный культурный код и мне очень хочется сохранить частичку своей культуры. Мы не знаем, где мы будем жить в будущем, но знаю то, что к тому моменту наш ребенок успеет впитать в себя язык, культуру своего народа.

Поделиться