1924

16 августа 2019 в 13:10

Анжелика Кириллина: «Бохо» — это стиль жизни»

Дух бунтарства, экспериментаторства, желание выразить свою индивидуальность, быть непохожей на других, особенно, в одежде, было заложено в ней с самого детства. Именно эти качества, а также нестандартность мышления, оригинальность подачи, тонкое чувство вкуса, и, конечно же, талант помогли Анжелике Кириллиной стать известным дизайнером, создавшей совершенно новое направление в якутской национальной одежде – «Sakha Boho Style». Оригинальные в своем исполнении якутские наряды в «бохо»-стиле произвели большой фурор не только в Якутии, но и в России, а также за рубежом. Это удивительно, но словно про Анжелику кем-то давно были сказаны слова: «Бохо не становятся, ими рождаются»…

«Мы росли в творческой атмосфере»

Созданные Анжеликой Кириллиной модели завораживают, они обладают прямо-таки магнетической силой – их хочется просто рассматривать, переходя от одних интересных деталей к другим, и восхищаться. Они сродни произведениям искусства. Здесь очень органично, казалось бы, разнообразные по фактуре ткани сочетаются с конским волосом, мехом, кожей, бисером, металлом и даже деревом. Все это вкупе создает цельный, стильный образ, и, конечно же, остается только поражаться безграничному полету фантазии дизайнера, который создал эти модели.
… Мы беседуем в мастерской Анжелики Кириллиной. Зеркало в пол оригинального дизайна с использованием дерева, большой деревянный стол, выкрашенный в сочный зеленый цвет, старинный комод ручной работы, целое море разнообразных тканей, взгляд по которым скользит, как по морской глади – все говорит о том, что здесь территория Творчества.
А его истоки, оказывается, берут свое начало в детстве. Именно мама-учительница якутского языка и литературы Евдокия Петровна Кривошапкина заложила основы для творческого развития дочерей – старшей Юлияны (ныне известная хомусистка-виртуоз Юлияна Кривошапкина) и младшей Анжелики – поскольку она сама была человеком увлеченным, универсалом своего дела.
— С детства мы с сестрой росли в творческой атмосфере, — рассказывает Анжелика. — Мама, работая вначале учителем, а позже — педагогом дополнительного образования, учила нас всему. Она вообще была человеком разносторонне развитым: не только преподавала прикладное творчество, но и учила детей петь, танцевать, вела драмкружок, театр моды, сама писала стихи и приобщала к миру поэзии и своих учеников. В общем, мама наша работала по многим направлениям. Очень многое, конечно же, дал нам папа, Виссарион Андреевич, который поддерживал все наши творческие начинания. А в то время мама училась заочно в пединституте, и когда приезжала на сессию в Якутск, обязательно покупала разные ткани, бисер, бусы, тесьму, мулине и привозила все это домой. И из этих привезенных тканей мама для меня с сестрой постоянно что-то шила, поэтому мы всегда щеголяли в обновках и были не похожи на других девочек в школе. Я помню, что все это мамино «богатство» хранились у нас в нескольких чемоданах. И любимым нашим занятием, меня и сестры, было по выходным открывать эти чемоданы и разглядывать, любоваться, перебирать все это несметное богатство, примерять на себя ткани, бусы, тесьму, фантазировать, видеть образы будущих своих нарядов, которые будут сшиты умелыми мамиными руками…
По всей видимости, вот это и заложило в маленькой Анжелике основы ее умения мысленно создавать образы, рисовать «глазами», видеть до мельчайших деталей свои модели, а также умение удивительным образом, очень гармонично сочетать разные по фактуре и цвету ткани. К тому же, надо полагать, на формирование ее творческой личности повлияло и то, что она родом из Сунтар — села Эльгяй. А это удивительная по красоте природа, родина известных сказителей-олонхосутов, запевал осуохая, тойуксутов. К тому же, Анжелика и ее сестра учились в одной из первых национальных школ Сунтар, где каждое утро для всех классов начиналось с осуохая. Все это, конечно же, не могло не повлиять на воспитание будущей творческой личности.

«Не любила то, что одевали все»

Вообще, Анжелика Кириллина – удивительная, неординарная девушка. Путь к дизайнерской стезе, и вообще, поиск своего «я» у нее был очень долгим. И начался он еще в детстве. Рисование, пение, тойук, шитье, резьба по дереву, вышивка, игра на гитаре, вязание, кулинария – чем только она не увлекалась! И чего только не перепробовала Анжелика уже после окончания школы – окончила медколледж, работала медсестрой, выучилась на юриста, причем, сначала получила среднее, а затем и высшее образование в этой области, затем поступила на госуправление… Но, по всей видимости, это были ступени, без которых она бы не пришла к своему призванию, к своему пути в искусстве моды.
Протест против стандартной одежды, против того, что одевали все, стал проявляться у Анжелики еще со времен учебы в школы и укрепился в медколледже.
— Еще со школы я привыкла выделяться, мне нравились оригинальные вещи, — говорит Анжелика. – Помню, постоянно бегала к соседке-швее – она мне помогала переделывать на новый лад старые мамины платья. А став студенткой, одевалась так, как будто каждый раз моду шла показывать! Я больше над своим образом работала, чем занималась учебой (смеется)! Помню, каждую неделю волосы перекрашивала, экспериментировала с одеждой, макияжем, в общем, искала свой стиль. А в медколледже же было положено носить белые халаты, а я была единственной, кто протестовал против ношения униформы. Очень редко носила халат, и то я его сшила по своему эскизу.
Осознание того, что она — человек творческий, пришло во времена студенчества. Но почему-то тогда Анжелика видела себя дизайнером интерьера и мечтала поступить в филиал московского Института современного искусства. Чтобы заработать на свое обучение, она пошла работать в больницу медсестрой. Затем появилась семья, ребенок, начались повседневные заботы, которые были далеки от творчества.
— В то время я просто мечтала, — признается дизайнер. — Но намного раньше, где-то, начиная с 2001 года, ко мне стали приходить образы конкретных коллекций. Я их видела! И они каждый год менялись! А один раз явственно увидела свою будущую коллекцию-трансформер. Но в то время у меня не было возможностей для ее реализации. Я даже плакала из-за этого! Потом стала ловила себя на мысли, что могу предвидеть, какими будут модные тенденции. Я даже за журналами мод никогда не следила, это просто приходило ко мне как-то само. Иной раз заказывала для себя что-то в ателье, а через какое-то время эта вещь входила в моду. Помнится, в то время девушки носили прямые брюки, а я стала их носить с пряжками внизу. Потом это вошло в моду. Или вот случай с гетрами. Я первой заказала их в «Элеганте». Носила их и на ногах, и на руках, комбинировала по-всякому, подруги только удивлялись. Через какое-то время они стали модными. Кстати, я их в первой коллекции использовала. Они десять лет лежали в чемодане, я их вытащила и они оказались к месту в коллекции! Вот такое со мной всегда бывает: если я заметила какую-то вещь, взяла ее, она потом все равно место свое находит.

Рождение нового стиля якутской одежды

Даже будучи очень занятой, в годы, когда она сидела с ребенком, Анжелика обязательно находила время посмотреть фестиваль национальной одежды «Саhарҕа». Просто было интересно посмотреть на работы модельеров. Тогда всерьез о дизайнерской работе и не думала. «Просто мечтала сделать коллекцию, но для меня это было несбыточной мечтой», — говорит девушка. Воодушевленная «Саhарҕа», она стала присматриваться к тканям, что-то чисто интуитивно покупала, и эти ткани просто лежали, как потом оказалось, дожидаясь своего часа.
А переворот в сознании Анжелики произошел в один прекрасный день, когда одна из однокурсниц по госуправлению сказала, что она должна учиться не здесь…
— После этого у меня словно глаза открылись! – рассказывает Анжелика. — Подумала — надо начинать! И в 2013 году решилась. Сшила рукавички, ремни и приняла участие в ярмарке хэнд-мейд. Помню, у меня все раскупили. А в том году в Якутске намечалась Неделя моды и я решила участвовать. В интернете узнала, что есть такой стиль – «бохо». Оказывается, что все, что я делала, не зная того, это и есть стиль «бохо»! Оказывается, бохо не становятся, а рождаются. Я просто родилась такой! И это стиль не только одежды, но и стиль жизни. «Бохо» переводится как «богемный». Поэтому свою первую коллекцию я назвала «Богемная Якутия». Узнала, что в разных странах традиционную национальную одежду трансформируют под стиль «бохо». И я подумала: «А почему бы не сделать и якутский вариант? И это стало рождением нового стиля якутской одежды.
На той «Неделе моды» в 2013 году со своей первой коллекцией «Богемная Якутия» Анжелика Кириллина произвела фурор. Она ворвалась в мир моды, как яркая комета, в одночасье став лучшим модельером Якутии. В том же году дизайнер участвовала в Первом Евразийском конкурсе «Этно-Эрато» и победила в номинации «Этнические мотивы в современном костюме». В качестве почетных гостей были приглашены известный монгольский модельер, директор компании «Mongol costumes center» и Академии национального костюма Сувд Банзрагч и ее дочь, искусствовед Арслан Саруул. Они высоко оценили работы Кириллиной. В частности, Саруул Арслан в одном из своих интервью сказала: «Очень понравилась коллекция современных костюмов с этническими мотивами модельера Анжелики Кириллиной. Сделано на профессиональном уровне — очень хорошо обработано, все закончено. Я бы даже сказала, что этот фестиваль для нее мал. Она должна была участвовать на более высоком уровне. Это как раз то, что надо — не подиумные, а повседневные костюмы».
А потом были приглашения на различные фестивали в качестве гостьи — в Монголию, Турцию, на «Неделю моды» в Москве. К примеру, в Турцию на фестиваль тюркских народов «Женщина в тюркском мире» Анжелику пригласили вместе со знаменитой Августиной Филипповой. Именитый модельер представляла традиционный национальный костюм, а Анжелика – его современную интерпретацию. «Для меня было очень почетно представлять нашу республику за рубежом, тем более, вместе с Августиной Филипповой», — говорит молодой дизайнер.
Анжелика показывает мне красочные буклеты, рекламные проспекты этих фестивалей. В турецком буклете молодому якутскому дизайнеру был выделен целый разворот – фотографии якутской национальной одежды в стиле «бохо», действительно, стали его украшением.
Каких-то пару лет назад девушка и представить себе не могла, что сможет участвовать в таких престижнейших международных конкурсах, как «Русский силуэт» в Москве и «Адмиралтейская игла» в Санкт-Петербурге. В 2015 году в Якутске прошел региональный отборочный тур для «Русского силуэта». И Татьяна Михалкова сама выбрала Анжелику Кириллину для участия в Международном конкурсе молодых модельеров. А на «Адмиралтейской игле» молодой якутский дизайнер заняла первое место в номинации, где было самое большое количество участников — «Pret-a-porter Diffussion».
— Татьяна Михалкова также приглашала меня в 2016 году на «Неделю моды» в Москве и на закрытый юбилейный вечер Благотворительного фонда «Русский силуэт», в котором принимал участие сам Юдашкин, и где сидели все звезды, весь бомонд Москвы, — рассказывает Анжелика. — И мне была предоставлена честь открывать этот вечер. Мне не верилось, что это происходит со мной. Конечно, было приятно!

«Вот же она, сказка!»

Благодаря тому, что молодой дизайнер принимала участие в Международном конкурсе молодых модельеров «Русский силуэт», о ней узнала вся Россия. Таким образом, на нее вышли москвичи — съемочная группа, которая предложила Анжелике принять участие в проекте «Якутяночка». В клипе, который в считанные дни стал популярным, были использованы костюмы коллекции «Богемная Якутия», а также аксессуары – сережки, ремни. Безусловно, оригинальные работы якутского дизайнера добавили ту самую «изюминку», которая привлекла внимание зрителей.
Вторым проектом, в которой дизайнер приняла участие, стала сказка «Бэйбэрикээн», премьера которой состоялась весной нынешнего года. Оказывается, режиссер фильма Константин Тимофеев впервые увидел национальные костюмы в стиле «бохо» Кириллиной еще в 2013 году, на «Неделе моды» в Якутске. И он тогда сразу подумал: «Вот же она, сказка!». И, вдохновившись поистине сказочными костюмами Анжелики Кириллиной, через несколько лет поставил замечательный фильм «Бэйбэрикээн»».
— Мы с ним случайно встретились еще в 2013-м, и Константин тогда сказал: «Я думаю, можно сделать сказку». А я подумала, поскольку он – аниматор, что он хочет сделать мультик. Оказывается, он задумал художественный фильм. И на протяжении всех этих лет режиссер работал над своей идеей. В результате получилась настоящая, очень светлая, добрая сказка. Что касается сказочных костюмов — все думают, что это новое явление, но, на самом деле, это все мои самые первые работы из коллекции «Богемная Якутия». Просто они были дополнены сценическими костюмами, которые я делала для некоторых звезд эстрады. Новизна моих костюмов в их многослойности. Ввиду того, что один образ, один костюм состоит из множества деталей, его можно собирать и разбирать, как пазлы. Детали от разных костюмов коллекции можно варьировать между собой. Работа над сказкой «Бэйбэрикээн» была очень интересной. Вообще, премьера сказки вызвала большой ажиотаж. И стиль «бохо» как вид якутской одежды уже начал использоваться везде, он прочно вошел в нашу жизнь. Я рада и горжусь тем, что внесла что-то новое в якутскую национальную одежду. Просто знаю, что это моя миссия, и что я должна это продолжать продвигать.
А планов у Анжелики, как она сама говорит, «просто куча». Одним из них является дальнейшее продвижение авторской национальной линии одежды «Sakha Boho by Anjelika Kirillina» на каждый день, которую дизайнер начала выпускать с 2017 года. Кстати, в эту субботу, 17 августа, поклонников «бохо»-стиля по-якутски ждет радостное событие — на втором этаже ТЦ «Якутск – Плаза» состоится открытие магазина Анжелики Кириллиной. А что касается новых творческих идей, я уверена, она нас еще удивит!

Ирина РОМАНОВА

Поделиться